И как быть желающим, если в городе нет подобных занятий.
Необычное желание
Арфа в доме тюменской семьи Зыковых появилась два года назад. Тогда пятилетняя Анфиса начала учиться игре на этом редком инструменте.
«Еще в четыре года я сказала родителям, что хочу учиться играть на арфе. Все началось с мультика про русалочку. Я увидела, как героиня перебирает струны на арфе, и мне тут же захотелось играть как она. За эти два года мне совсем не надоело», — поделилась с нами Анфиса Зыкова.
Родители сначала всерьез желание ребенка не восприняли. Но дочка была настойчивой, и взрослые сдались. Правда, перед тем как купить инструмент, предложили ребенку «испытательный срок». Около полугода девочка играла на арендованном инструменте. И когда мама и папа убедились, что желание не пропало, а даже наоборот, решились уже на покупку ученической арфы. Инструмент заказали в Москве, потому что в Тюмени подобных не продают. Непросто обстоят у нас дела и с педагогами по арфе.
«Было понятно, что учителя придется поискать, поэтому я рассматривала даже ближайшие города, какие-то выездные занятия, — рассказала Надежда Зыкова, мама Анфисы. — В Тюмени не так много арфистов, но их можно найти. Я всем написала в социальных сетях. Взять пятилетку в обучение согласилась Мария Хэлс, у которой уже был опыт преподавания детям. Мы попробовали, и получилось. Чему и я, и ребенок несказанно рады».
Я — самоучка
Мария уже около 10 лет играет на арфе в тюменской группе Gilead. С коллективом она участвует в выступлениях и записывает альбомы. Это ее основная деятельность. Также Мария в дуэте со своей коллегой скрипачкой выступает на различных мероприятиях. Чаще всего это свадьбы. Арфа и скрипка создают волшебное созвучие, которое очень нравится людям, поэтому их часто приглашают. Преподавание — это уже дополнительный заработок и хобби, о котором Мария даже не мечтала.
«Музыкального образования у меня нет, я самоучка, — рассказала Мария. — Купила инструмент, который никогда не слышала. Сначала все было непривычно, но на самом деле у арфы очень понятное устройство. Если не брать в расчет леверсы, то это просто ноты. Раскладка похожа на фортепиано. Раньше я играла на фортепиано и на гитаре. За счет этого, по аналогии, мне было просто освоить еще один инструмент. Я смотрела много видеороликов, подбирала мелодии. Так что я верю, что при большом желании вполне реально научиться самому».
Она добавила, что преподает игру на арфе с 2015 года. Ее часто просили научить, когда сама она только начинала играть, но девушка не решалась, поскольку была еще не уверена в своих силах. Помог случай: «У гитариста Gilead есть дочь, которая на одном из концертов увидела меня и тоже захотела играть на арфе. Коллега меня очень попросил. И я подумала, что можно попробовать. Мне уже и неловко было — будто бы я тайные знания от людей скрываю. Так все и началось».
Сейчас у Марии немного учеников. Самая маленькая — Анфиса. Но каждый новый желающий учиться искренне удивляет преподавателя, ведь арфа далеко не так популярна, как та же гитара. Как минимум этот редкий инструмент надо где-то увидеть, услышать, а уж потом загореться желанием на нем играть.
«Мне бы очень хотелось, чтобы арфа становилась все более популярным инструментом. Меня печалит, что в Тюмени игру на ней не преподают. Ближайший город, где могли научить, это Екатеринбург, но там даже в консерватории класс арфы закрыт, потому что это направление не востребовано», — рассказала Мария Хэлс.
Между тем арфа действительно устроена несложно. 23 струны натянуты одна за другой. Большая часть из них прозрачные, но есть красные и синие. Красная — это нота до, синяя — фа. Леверсы поднимают струну на полтона — укорачивают ее и делают звук выше. Самое губительное для любого инструмента — это отопительный сезон. Поэтому из-за сухости в помещении, где хранится инструмент, надо обязательно иметь увлажнитель воздуха. Полезен и домашний гигрометр, который показывает уровень влажности, и ее можно будет контролировать. Иначе арфа начнет трескаться. Иногда может порваться струна, но ее достаточно просто заменить.
Классный инфоповод
Анфиса занимается на ученической арфе. В отличие от большого оркестрового инструмента у нее нет дополнительных педалей, а также меньше струн. Но в принципе музыкант любого уровня сможет играть как на большой многострунной арфе, так и на маленькой. А еще Анфиса учится не только игре на арфе, но и изучает ее историю. Недавно девочка делала доклад в школе на эту тему. Она уже участвует в музыкальных конкурсах.
«Я считаю, что занятия музыкой — это классный инфоповод для событийных путешествий. Мне хорошо это знакомо, и я понимаю, насколько здорово иметь возможность не только играть в музыкальной школе и обмениваться опытом с одноклассниками, но и иметь возможность выехать куда-то за пределы своего города, пообщаться с ребятами из других регионов, посмотреть на творческую жизнь вообще в масштабе, — говорит Надежда Зыкова. — Поэтому да, конкурсы сейчас очень интересны Анфисе. Ей интересно себя сравнивать, определять свой уровень. Единственная сложность — возить арфу. В самолете она едет на отдельном месте. В поезде с ней нужно быть особенно осторожным».
Мама отмечает, что у дочери пока мало жизненного опыта, чтобы понять, чем она захочет заниматься в будущем: «Я просто стараюсь дать ей возможность как можно больше попробовать, в том числе и в части музыки. Например, сейчас она учится играть еще на виолончели. Но в любом случае большая радость для родителя, когда ребенок увлечен творчеством, когда он горит тем, что делает. Я вижу, сколько удовольствия Анфисе доставляет музыка и арфа в частности. Думаю, что ее жизнь обязательно будет как-то связана с музыкой».
Пока Анфиса считает, что когда-нибудь будет играть соло, а не в оркестре. «Хочу, чтобы благородное звучание арфы было хорошо слышно. А в оркестре ей дают буквально по чуть-чуть, — говорит девочка. — Возможно, буду на каких-то классных конкурсах выступать. Возможно, это будет мое хобби. Или начну зарабатывать своей игрой».
Редких инструментов стало больше
В департаменте культуры администрации Тюмени подтвердили, что в музыкальных школах города не преподают игру на арфе. Причина — отсутствие спроса. Но с недавних пор появились новые инструменты, которые также считаются редкими для Тюмени.
Например, в Детской школе искусств «Этюд» можно обучиться игре на фаготе. Первые фаготы, появившиеся более пятисот лет назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше напоминали вязанку дров, чем духовой музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера — более двух метров, трубка сложена вдвое. Преподаватель по классу фагота — артист Тюменского филармонического оркестра Карыбек Иманов.
А в детской школе искусств «Гармония» с 2017 года ведется обучение игре на гуслях. Гусли — это традиционный русский народный музыкальный инструмент, который упоминался в сказках и былинах, песнях и поговорках. На этом музыкальном инструменте в школе обучаются 16 ребят. Создан ансамбль гусляров «Звоны», который является лауреатом конкурсов различных уровней. Руководит ансамблем преподаватель Галина Быкова.
В этом году как альтернативу домре в школе предлагают обучение игре на мандолине. Это струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет небольшие размеры и является разновидностью лютни, но при этом имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн. Для многих звучание мандолины с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями, что неудивительно, так как инструмент в том виде, который существует сегодня, родился именно в Италии в конце XVIII века. Уже есть первые ученики. Преподаватель по классу мандолины — Гузель Асатрян.
Палитра музыкальных школ за последние годы приросла тремя редкими инструментами. К сожалению, арфа не входит в это число. Но, возможно, если таких поклонников арфы, как Анфиса, с каждым годом будет больше, то и такой класс может открыться.
Фото ТК «Тюменское время»