Многие предприниматели продолжают наступать на одни и те же грабли.
Успешные бизнесмены на своих примерах рассказали молодым тюменцам, как стать успешными предпринимателями. Встреча проходила в Институте социально-гуманитарных наук ТюмГУ. Бизнес-интенсив «В деле!» организовало Российское общество «Знание».
Как рассказал корреспонденту «Вслух.ру» стратегический директор Ассоциации спикеров Санкт-Петербурга, ведущий консультант по СЗФО в международной консалтинговой компании «PRO Бизнес» Александр Харламов, у предпринимателей накоплен большой опыт ошибок, которые они совершали на старте, и в большинстве случаев они схожи, поэтому основная задача общества «Знание» заключается в том, чтобы подсветить эти ошибки. Предприниматели делятся историями из своей жизни и теми инструментами, которые позволят молодому поколению сократить время, не допустить ошибки и двигаться вперед в областях, которые они для себя выберут. Кроме того, такие встречи позволяют не только выслушать спикера, но и найти ответы на свои вопросы".
Александр Харламов назвал самые распространенные ошибки, которые допускают представители малого и среднего бизнеса.
Делают все сами
Предприниматель организует какое-то дело, находит нишу, которая позволяет зарабатывать деньги, и считает, что только он должен управлять этим бизнесом. Да, этот человек воплотил идею в жизнь, но как управленец не компетентен: он не лучший специалист по подбору кадров, не лучший продавец своего товара, не специалист с точки зрения управления производством.
«Почему крупные компании всегда становятся еще более крупными? — говорит эксперт по бизнесу. — Потому что на всех ключевых позициях управляет не собственник бизнеса, а наемный квалифицированный персонал. Малый и средний бизнес считает, что это им не по карману, соответственно, управляют всем сами как умеют. Поэтому долго топчутся на одном месте, у них нет динамичного развития. Они считают, что траты на персонал большие. На самом деле привлеченный специалист даст более высокий рост и больший заработок».
Где взять деньги на персонал? У государства есть много инвестиционных программ, есть частные инвестиционные компании, которые готовы давать деньги под минимальные проценты под длительный срок, если ваша идея действительно стоящая.
«Свой проект нужно показывать, обосновывать, — объясняет Александр Александрович. — Однако все ищут легкие пути — здесь купил, там продал, на этом и заработал. Все начинается с идеи, потом ее нужно упаковать с точки зрения ее понимания и ценности. У многих компаний есть излишки денег, и они целенаправленно ищут новые идеи, интересные инвестиционные проекты, которые могут впоследствии выстрелить. Информации много, инструменты доступны, нужны только голова и знания».
По мнению Харламова, чтобы бизнес был успешным, необязательно все знать самому. Нужно просто понимать, на каком этапе подключать профессионала, тогда ты не допустишь ошибок, не потеряешь время, у тебя будет посчитан каждый гвоздь или болт, и ты не будешь нести убытки.
«Если человек непрофессионал с точки зрения оптимизации бизнеса, любая экономия приводит к тому, что он зарабатывает меньше, чем может, — уверен эксперт. — Нужны специалисты либо сторонние компании, которые вы будете привлекать на необходимое вам время — раз в год, два раза в год. Либо это будет наемный квалифицированный персонал».
Еще один важный момент: прежде чем заниматься любым бизнесом, его нужно изучить, разобраться в нем самому.
«Если на вашем предприятии больше трех человек, вы должны до мелочей знать, кто чем занимается, — отмечает эксперт. — К примеру, к вам приходит сотрудник и говорит, что не может выполнять обязанности, потому что слишком много работы. Как оценить, много он работает или нет? Хватает ли у него времени или нет? Нужен вам еще один человек? Или надо поменять этого специалиста на другого, потому что он работает неэффективно? Только тогда вы придете к успеху. Зачастую все нюансы и тонкости работы знают привлеченные специалисты».
С первых заработанных денег покупают квартиры, машины
Как только бизнес начинает приносить первые деньги, предприниматели их не вкладывают в оборот, в рост своей компании, а начинают выводить, тратить, чтобы улучшить свои жилищные условия, покупают новые машины, начинают путешествовать.
«Этого категорически нельзя делать, — отмечает Александр Харламов. — Пока бизнес не встал на ноги, пока он зависит от кредитных денег, пока не создан запас прочности, деньги должны работать. Ошибки с выводом капитала допускают болеют 90 процентов предпринимателей.
Ведут совместный бизнес
Многие боятся сами открывать собственное дело, или у них не хватает денег на старте, поэтому они ищут партнеров по бизнесу. Их может быть и двое, и трое, и больше. При этом люди, которые делают первые шаги в бизнесе, не понимают, как правильно выбирать партнеров, не выясняют, кто и какие цели преследует, не оформляют и договоры — договариваются на словах. Это большая ошибка.
Время развития
«Сейчас время возможностей, — отмечает эксперт. — С рынка ушло много западных компаний, появилось немало свободных ниш, и кто не будет спать и жадничать, тот сможет развиваться и осваивать новые рынки. Против России ввели санкции лишь треть стран мира, а основная масса населения планеты продолжает с нами сотрудничать: Индия, Пакистан, Бразилия и так далее. Просто для нас европейский рынок был ближе, население богаче, и мы шли по пути наименьшего сопротивления.
Сейчас кто обучится сам, обучит свой персонал и пойдет в нужную сторону, у того не будет проблем с развитием. Это время развития во всех сферах, время захвата новых рынков и территорий. Нужно только работать. Сфера бизнеса уже перестраивается. Если раньше учили английский, сегодня учат китайский, индийский, португальский (для Бразилии). Да, эти рынки более дешевые, но по объему они гораздо больше. Соответственно, могут дать большую прибыль".
Фото: Российское общество «Знание»