Медицинские организации лишили возможности конкурировать. Ведь реклама – как раз один из способов конкурентной борьбы.
В деле о запрете рекламы медицинских услуг может появиться ясность. Российское предпринимательское сообщество инициировало законопроект, призванный ликвидировать юридическую коллизию, поставившую крест на рекламе медицинских услуг в СМИ. Аналогичные предложения сформулировала и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области [Лариса Невидайло](/thesaurus/177295), однако по регламенту работы Госдумы новые законопроекты по этой тематике приниматься пока не могут.
Как пояснила сегодня на совещании с представителями органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и здравоохранения [Лариса Невидайло](/thesaurus/177295), с 1 января 2014 года реклама медицинских услуг фактически запрещена. «В свете принятых поправок нарушением законодательства будет даже простое перечисление в СМИ названий методик диагностики, профилактики и лечения, практикуемых в медицинской организации», — уточнила она.
«Проблема не считалась бы столь актуальной, если бы к нам обратился один предприниматель, хотя мы и помогаем каждому. Но обращаются целые ассоциации, и все понимают, что возникла коллизия. Я думаю, что нам удастся направить эту ситуацию в нормальное русло, которое будет удобно и потребителю, и рекламе, и здравоохранению, — уверена омбудсмен. — Я не имею права обсуждать законы, но у нас есть право вносить поправки, если мы выявили пробелы. С этим мы и вышли на областную думу, правда, с небольшим опозданием».
Невидайло направила материалы уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте. Таким образом она рассчитывает обратить внимание на сложившуюся проблему.
> «Я не думаю, что проблема всколыхнула только Тюменскую область, она затронула всю Россию. Кто быстрее нашел решение — не так важно, главное для предпринимателей и потребителей — результат», — подчеркнула [Лариса Невидайло](/thesaurus/177295).
Кто виноват?
Рынок рекламы за 2013 год, если считать только федеральные СМИ, составлял 513 млн долларов. Лечебные учреждения внесли более 2 млрд рублей на рекламу только на федеральном телевидении. Ограничение ударило по разным направлениям, и по СМИ, и по медучреждениям, отметила председатель комитета областной думы по экономической политике и природопользованию [Инна Лосева](/thesaurus/256871).
«Мы посмотрели, кто был инициатором этого законопроекта, почему так получилось. Оказалось, это Союз потребителей. Он вышел с предложением о том, что нельзя навязывать услуги населению, что их должны рекомендовать именно профессионалы. Но, опять таки, не было проведено обсуждение с представителями ФАС и других ведомств», — пояснила Лосева.
Она заверила, что депутаты будут отслеживать прохождение этого документа в Госдуме. «Мы не могли вынести его на обсуждение в наш комитет, потому что срок обсуждения был определен до 4 апреля, а у нас заседание — 10 апреля. Наш отзыв, который мы пришлем от Тюменской областной думы, зачитан не будет. Поэтому мы будем вносить поправки, когда законопроект пойдет на второе чтение, — отметила она, обратившись затем к участникам совещания. — Желательно, чтобы вы внесли к этому моменту свои предложения».
Никто не знает, что с этим законом делать
Позицию бизнеса по этому вопросу обозначила председатель НП «Западно-Сибирская стоматологическая ассоциация» Елена Юффа. Она отметила интересный факт: сейчас разрешается рекламировать симптоматическое лечение, но запрещается реклама диагностики. «В СМИ пишут: выпей таблетку — голова не будет болеть. А то, что у пациента, возможно, опухоль головного мозга и необходимо обследование, он узнать из СМИ не может, — пояснила мысль Юффа. — У меня складывается такое впечатление, что это лоббирование интересов фарм-компаний».
А вот заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Андрей Накатаев признался, что у Роспотребнадзора в связи с новыми нормами закона проблем нет.
«Клиентские отношения возникают именно в момент обращения пациента в медицинскую организацию, — пояснил он. — У нас, в общем то, никаких проблем с исполнением законодательства не появилось. Были обращения, но они не подтвердились. Высказывать мнение в отношении рекламы мы не в праве».
Зато множество проблем появилось у Управления федеральной антимонопольной службы по Тюменской области. Замруководителя управления Ирина Поткина даже призналась, что УФАС оказалось в неприятной ситуации.
«В не очень приятную ситуацию были поставлены не только предприниматели, но и федеральная надзорная служба, которая также не может в полной мере понять, какие же требования для рекламы медицинских услуг устанавливает закон, — заметила она. — Неоднозначности не снимет и реклама медицинской деятельности, которая разрешена действующим законодательством, поскольку четкого определения этой деятельности в законе нет».
Оказывается, изменения в закон «О рекламе» прошли без согласования с центральным аппаратом ФАС, поскольку в названии закона не значилось «Внесение изменений в закон «О рекламе».
> «Мы согласны с точкой зрения антимонопольного органа, который поддерживает конкуренцию, — заявила Поткина. — Медицинские организации лишили возможности конкурировать. Ведь реклама — как раз один из способов конкурентной борьбы».
По действующему законодательству прошлась и начальник юридического отдела департамента здравоохранения Тюменской области Елена Журавчак. «Хотя департамент здравоохранения и не курирует рекламу, но поскольку возникший вопрос касается наших подведомственных учреждений, мы тоже согласны с тем, что такая коллизия существует», — подчеркнула она.
Для примера Журавчак предложила участникам совещания найти определение медицинской услуги в российском законодательстве. «Закон содержит достаточно большую понятийную базу. Но если проследить эти понятия, получается, что медицинская услуга — это медицинское вмешательство. Вмешательство — это обследования и манипуляции. Определений медицинскому обследованию и медицинской манипуляции в законе нет. Зато есть похожее определение — медицинское освидетельствование. А это, в свою очередь, — медицинские осмотры и исследования. Что такое медицинский осмотр? По закону — это медицинское вмешательство. Получается, по закону, медицинское вмешательство — это медицинское вмешательство», — констатировала начальник юридического отдела.
Напомним, поправки в закон «О рекламе» вступили в силу с 1 января 2014 года. В результате юридической коллизии, фактически, была запрещена реклама медицинских услуг где-либо, кроме специализированных изданий и выставок. ФАС России в свою очередь уведомила всех участников рекламного рынка, что намерена штрафовать тех, кто нарушит новое законодательство. Позже УФАС по Тюменской области провело круглый стол с представителями рекламы и бизнеса, где предложило рекламировать не услуги, а медицинскую деятельность. Но и такой подход оказался непродуктивным.
Интересно то, что некоторые тюменские медучреждения все-таки придумали, как «обходить» новый закон. В частности, на новостных сайтах области можно было до недавнего времени наблюдать следующий рекламный баннер: «То, чем мы занимаемся, нельзя рекламировать согласно новому закону о рекламе», далее следовало название учреждения.