УФАС не принимает законы и потому комментировать их не уполномочено.
Тюменским рекламщикам не удастся провести управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области замысловатыми формулировками в рекламе медицинских услуг. Нельзя — значит нельзя. В этом заверила вчера на круглом столе заместитель руководителя тюменского УФАС, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства Ирина Поткина.
Напомним, уже полтора месяца в стране действует неоднозначная поправка в закон «О рекламе», согласно которой любая реклама медицинских услуг, препаратов и приборов медицинского назначения может размещаться только в специализированных журналах и на выставках.
Дискуссия вокруг позиции ФАС, озвученной на официальном сайте ведомства, разгорелась жаркая. Сотрудники рекламных компаний и пиар-отделов приводили достаточно аргументированные доводы в пользу того, что хоронить медицинский рекламный рынок нельзя. Однако Поткина твердо ответила, что не УФАС принимает законы и потому комментировать их не уполномочено.
По словам Ирины Поткиной, в сложившейся ситуации разрешена имиджевая реклама лечебных учреждений. «В последнее время стало поступать много вопросов от представителей рынка рекламы и медицинских учреждений по применению закона „О рекламе“. Официальная позиция ФАС следующая: медицинская деятельность — понятие более широкое, чем медицинская услуга, значит остается возможность рекламировать медицинскую деятельность, — пояснила она. — Мы направили в ФАС письмо с просьбой разъяснить следующую ситуацию: в рекламе условной стоматологии № 1 указывается телефон, а также фраза „квалифицированные специалисты“. С одной стороны, речь идет о том, что оказываются квалифицированные услуги, с другой — это может быть и рекламой медицинской деятельности».
«Получается, сейчас вообще ничего нельзя рекламировать? Вы можете нам сейчас конкретно сказать, за что вы придете и оштрафуете?» — вопрошали специалисты рекламных отделов. На это УФАС, к сожалению, может только цитировать официальную позицию.
Юрист Матвей Бергман обратил внимание, что даже решения ФАС противоречат неуклюжей норме закона, появившейся в России с 1 января. «Я считаю, что нет разницы между понятиями медицинской услуги и деятельности, — отметил он. — Существует лицензия на медицинскую деятельность, а в приложении описывается перечень медицинских услуг. Существуют, якобы, два классификатора медицинских видов деятельности и медицинских видов услуг. Оба классификатора совпадают в большинстве случаев, и там, и там есть стоматология, гинекология. Мы пытались совместить классификаторы и выявить виды деятельности, которые не совпадают, но и так не получается».
Бергман подчеркнул, что уже полтора месяца вся отрасль медицинских услуг находится в подвешенном состоянии. «Люди злые, они испытывают трудности в своем бизнесе, потому что они наоткрывали медицинские кабинеты, а теперь не знают, как завлечь туда пациентов, — пояснил недовольство предпринимателей юрист. — Насколько мне известно, сейчас осуществляется сбор подписей за отмену закона. Месячный оборот рекламного рынка медицинских услуг — не один миллион долларов. Это только рекламные бюджеты. А сколько денег подвиснет в обороте — еще более трудный вопрос».