Медицинские услуги: рекламировать нельзя запрещать : Деньги : Вслух.ру : Новости Тюмень

Медицинские услуги: рекламировать нельзя запрещать

С 1 января в России запрещена реклама медицинских услуг, но этого, вероятно, не хотели даже авторы закона.
Новости > Деньги

Непростая ситуация сложилась на рекламном рынке России. С 1 января запрещена реклама медицинских услуг и лекарств где-либо, кроме специализированных выставок и медицинских журналов, предназначенных для использования самими медицинскими работниками.

Некоторые рекламные компании, газеты, журналы, радио и ТВ даже уведомили своих клиентов, что отныне и впредь рекламе медицины не бывать. Хотя чисто технически никто ничего не запрещал, все дело в юридической коллизии, возникшей в законодательстве после того, как был принят ФЗ №317 от 25 ноября 2013 года. Он внес изменения в закон «О рекламе», уточнив ряд медицинских определений. Корреспондент «Вслух.ру» попытался разобраться в том, где должна стоять запятая в извечном «казнить нельзя помиловать».

О запретах

Согласно новой редакции закона «О рекламе» запрещена реклама медицинского прерывания беременности, проще говоря, абортов. Статью 7 дополнили пунктом 9, в котором и содержится запрет. Таким образом, реклама абортов теперь приравнена к рекламе наркотиков, взрывчатки, табака и продаже органов. Запрет предполагает, что теперь за сообщение в Интернете или в газете о том, что какая-либо клиника производит данную услугу, придется ответить по всей строгости закона.

Еще одно изменение: требования пунктов со второго по пятый и седьмого статьи 24 распространяются также на рекламу методов народной медицины. То есть теперь народные лекари, которые должны получать разрешение на осуществление деятельности, должны позаботиться, чтобы их реклама не содержала ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний или улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования; не создавала представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования; не содержала утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья; не создавала впечатления ненужности обращения к врачу.

Этим же документом введен запрет на проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.

Что произошло

Помимо вышеперечисленного, новый закон уточнил некоторые положения о медицинской рекламе. Замена слов «методов лечения» (определения которым не дает ни один правовой документ) на «медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» (а все медицинские услуги перечислены во вполне конкретном классификаторе) позволяет рассматривать пункт 8 статьи 24 закона «О рекламе» как основание полностью запретить рекламу лекарств и медицинских услуг где угодно, кроме специализированных журналов и выставок для специалистов.

Очевидно, законодатели всего лишь привели в порядок понятийный аппарат закона, но вот что из этого получилось. «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях», – сказано в законе.

В то же время в пункте 7 статьи 24 закона устанавливаются вполне адекватные ограничения на рекламу медицинских услуг. Она, как и прежде, должна предупреждать о противопоказаниях, рекомендовать обратиться к специалисту и быть заметной. Спрашивается, зачем, отменяя рекламу медуслуг, попутно уточнять, какой она должна быть?

Тюменское управление Федеральной антимонопольной службы, осуществляющее контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы, направило в СМИ разъяснительное письмо. По мнению УФАС, теперь допускается только реклама медучреждений без указания конкретных видов услуг. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах России. О предупреждающих письмах ФАС уже написал омский портал «BK55.ru» и челябинский «Kursdela.biz».

Что думают специалисты

Учреждения Тюмени, которые оказывают платные медицинские услуги, пребывают в замешательстве: официально о запрете рекламы медуслуг объявлено не было, но УФАС предупреждает о возможных судебных разбирательствах и штрафах. Тем не менее срываются медиапланы на размещение рекламы, неизвестно, как теперь продвигать свои услуги.

Впрочем, некоторые оптимизма не теряют. Например, руководитель отдела по связям с общественностью Тюменского кардиологического центра Мария Соболь пояснила «Вслух.ру», что придется искать новые методики продвижения. «Мы знаем о последних нововведениях, касающихся рекламы, относимся к ним спокойно и видим в этом только позитив, – призналась Мария. – Это значит, что у нас появится больше идей, будем искать какие-то новые, интересные формы и возможности рассказать пациентам о наших медицинских услугах».

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области также чувствуется некоторая неуверенность в том, что именно имели в виду законотворцы. Тюменские антимонопольщики подтвердили, что действительно, в часть восьмую статьи 24 внесены изменения, из которых следует, что реклама медицинских услуг не допускается иначе, как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок или в специализированных изданиях. Но иных пояснений закон не содержит. И те разъяснения, что направила ФАС России региональным управлениям, подробно данного вопроса не касаются. Тюменские антимонопольщики ждут официальных разъяснений от ФАС России. «Мы не уполномочены комментировать поправки в закон «О рекламе», но готовимся применять его в новой редакции. Пока заявлений не поступало и нарушений мы не выявляли», – констатировала заместитель руководителя тюменского УФАС, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства Ирина Поткина.

По ее словам, медучреждения редко нарушают рекламное законодательство. «За прошлый и позапрошлый год мы не выявили ни одного нарушения требования 24-й статьи. Обращений не поступало, и нам самим нарушения не попадались, – заверила она. – Что касается рекламы БАДов, такие случаи были, но дело в том, что поправки, вводящие ответственность за рекламу БАДов, вступили в силу недавно. Теперь и распространитель такой рекламы несет ответственность, а ранее – только рекламодатель. Поскольку все рекламодатели располагаются вне территории Тюменской области, то и материалы перенаправлялись в другие территориальные органы, и окончательных решений мы не принимали».

Что касается рекламы абортов, она никогда не была активной в нашем регионе, пояснила Поткина. Специалисты управления ее практически не встречали, обращения от граждан не поступали. «Я видела рекламу абортов только в медицинских учреждениях. Но сейчас она полностью запрещена, поэтому, надеюсь, ее уберут», – сказала замруководителя областного УФАС.

Жаркая дискуссия по поводу коллизии в законодательстве разгорелась и между юристами. Так, участники форума «Правовед.ру» пришли к выводу, что новая редакция только расширяет понятийный аппарат и цели запретить любую медицинскую рекламу не преследует. Но менять формулировки на более понятные, полагают юристы-форумчане, необходимо немедленно. Интересно мнение юриста Вячеслава Винокурова: «Суды сумеют разобраться, что имел в виду законодатель. На данный момент очевидно, что он хотел ограничить рекламу отдельных видов медицинских услуг. Только каких, не совсем понятно. Скорее всего, связанных с применением наркотических и психотропных веществ».

Его поддерживает с некоторыми уточнениями юрист Руслан Бахарчиев: «В седьмом пункте говорится о том, какой должна быть реклама по телевидению и радио, что должно быть указано. В восьмом же говорится вообще о другой категории лекарственных средств, а именно о наркотических средствах и психотропных веществах и о том, что их рекламировать нельзя нигде, кроме как на специализированных мероприятиях медицинских работников. Оба названных пункта не противоречат друг другу».

Впрочем, все согласны, что без судов дело не обойдется и, по всей видимости, предпринимателям придется доказывать, что именно имел в виду законодатель. Скорее всего, решение будет принято в пользу добросовестного бизнеса, считают юристы.

Стоит отметить, что в региональном отделении информационно-справочной системы «Гарант» на наш вопрос об изменениях в законе «О рекламе» в ответ процитировали свой обзор наиболее важных изменений в законодательстве: «Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности запрещена». Ни о каких других запретах речи не идет.

Чем это грозит

Согласно поправкам в КоАП РФ, вступившим в силу в конце прошлого года, устанавливается ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, в том числе и БАД. Штраф для граждан составляет от 2 до 2,5 тыс. рублей. Для должностных лиц – 10–20 тыс. рублей. Юридические лица заплатят от 200 до 500 тыс. рублей. Минимальный размер штрафов для частных медучреждений таким образом вырос вдвое (еще в начале 2013 года он составлял 100 тыс. рублей).

Ясность в данный вопрос смогут внести либо Госдума, своими поправками устранив противоречие, либо ФАС России, однозначно заявив, как собирается поступать в сложившейся ситуации. Вполне возможно, норма закона будет истолкована в пользу медучреждений и СМИ. Тогда антимонопольщики продолжат следить за законом так, как это было до 1 января. Правда, на это потребуется определенное время.

А пока единственное, что можно рекомендовать предпринимателям, которые не хотят стать первопроходцами в судебных разбирательствах, – не указывайте конкретные виды медицинских услуг, методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Ведь имиджевая реклама не запрещается даже новой редакцией закона.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description