Она уверена, что дети должны быть счастливы не в будущем, а здесь и сейчас.
Мы пообщались с четырьмя участниками программы «Учитель для России», которые поехали преподавать из Тюмени в разные регионы страны. Что их побудило ввязаться в проект, который не предполагает никаких крупных материальных бонусов? У каждого — своя история.
Наша четвертая собеседница — Альфия Биккина, куратор учителей программы в Нижнем Новгороде и Калужской областях. Поначалу она сама два года преподавала в Малоярославце. Альфия рассказала, как плакала от страха в чужом городе, что нужно менять в российских школах и чего не хватает современным детям.
— Как и когда вы узнали о программе?
— После университета перепробовала несколько абсолютно разных работ — от администратора в танцевальной студии до младшего научного сотрудника. И каждый раз это было не мое. В какой-то момент стало страшно: неужели мой удел — средняя работа со средней зарплатой?
В школу попала случайно — меня попросили заменить учителя на пару месяцев. Кажется, что это стало самым важным решением в моей жизни. Я проработала в этой школе два года, преподавала на ощупь, часто не справлялась с дисциплиной и тратила невероятное количество часов на подготовку уроков.
В какой-то момент пришлось признать, что потенциал моих учеников выше, чем-то, что они получают на моих уроках. Все это время я ориентировалась на интуицию и придумывала велосипед заново раз за разом, пришло время узнать, а как это делают профессиональные учителя.
— Почему вы выбрали именно программу «Учитель для России», а не другие похожие программы, например, «Земский учитель» (где платят до 2 млн руб)?
— Я искала образовательную программу. Мне было важно не заработать деньги, а научиться быть учителем. Сейчас точно уверена, что из всех программ и магистратур «Учитель для России» — это лучшее, что может случиться с начинающим педагогом. Обучение начинается в Летнем институте, это четырехнедельная программа, во время которой учителя живут вместе, учатся, проводят детский лагерь и дают свои первые уроки.
Программа состоит из нескольких блоков: мастерство учителя, лидерство и коммуникация, исследование и проектирование, дополнительное образование в школе и около 10% всей программы — это сессии по выбору.
В течение двух лет работы в школе процесс обучения продолжается. Каждый месяц есть встреча с куратором, который приезжает и смотрит уроки.Куратор — это тот человек, который помогает выстроить участнику индивидуальную траекторию развития, дает обратную связь на уроки, помогает разобраться в том, как можно было улучшить этот урок и на что стоит обратить внимание.
Плюс каждый месяц есть Zoom с методистом, опытным учителем твоего предмета, который также смотрит один из уроков участника и дает обратную связь. И примерно раз в 1,5-2 месяца проходят двухдневные образовательные встречи, когда мы снова, как на Летнем институте, собираемся все вместе, учимся, делимся новостями, рассказываем про свои проекты и немного перезагружаемся.
После двух лет обучения выпускники программы получают диплом о переподготовке от Высшей школы экономики и возможность продолжить преподавание в школе даже при отсутствии педагогического образования.
— Было ли у вас предпочтение относительно региона, в который хотите ехать?
— Мне очень хотелось в тамбовское село. Наверное, это был наивный романтизм, желание жить в деревне, сменить весь образ жизни и погрузиться в педагогику. Но в итоге я выбрала Калужскую область. И хотя очень полюбила свою школу и город (Малоярославец), достаточно долго переживала, что моя первая задумка не исполнилась.
— Как происходил процесс отбора? Вы подали документы, что дальше?
— Сначала заполнила небольшую анкету, потом были скайп-интервью, очный тур и собеседование с методистом. Наверное, самым важным этапом стал очный тур, он длится почти весь день и включает в себя групповые задания и индивидуальное интервью. На отборах в «Учитель для России» всегда повторяют две фразы: «Вы не соревнуетесь друг с другом, мы возьмем всех, если все подойдут» и «Будьте собой, будьте лучшей версией себя», это помогло мне выдохнуть и сфокусироваться на процессе.
— Были ли у вас страхи перед отъездом?
— Я работала в маленьком городе Малоярославце, помню, как приехала туда во второй раз в жизни и уже с чемоданом. Искала себе квартиру, посмотрела один вариант, вышла на улицу и заплакала. Вокруг все серо-пыльное и чужое. Было очень страшно, казалось, что я ошиблась и выбрала не тот город, а впереди еще два года.Меня спасла моя коллега Даша из программы, которая так же как и я только приехала в Малоярославец. Она была единственным знакомым человеком во всем городе. Мы пили чай у нее дома, обсуждали школу, вместе готовили первые уроки и вместе поехали на линейку 1 сентября.
Уже в сентября я поняла, что Малоярославец — чудесный. В выходные брала собаку, заходила за кофе и отправлялась на двухчасовую прогулку по городу, а потом через холмы и монастырь спускалась к речке. По дороге постоянно встречались ученики, с некоторыми мы обнимались и останавливались поболтать, с кем-то просто здоровались или махали друг другу через дорогу.
В зимнее время собирались с учениками по выходным играть в настольные игры, а весной после экзаменов ходили на пикники.
— Какие у вас дальнейшие планы? Продолжите ли вы участвовать в этом проекте?
— В конце второго года участия в программе вообще у многих возникает вопрос: что делать дальше? Для большинства это был первый педагогический опыт. После завершения своей «стажировки» я захотела остаться в команде и стала куратором новых участников программы. Сейчас очень хочу вернуться снова в школу учителем.
— Какие отношения у вас сложились с учениками?
— Со всеми по-разному. Но вообще я обожаю своих учеников, мне попались какие-то невероятные дети. Я очень часто слышу и от сверстников, и от людей старшего поколения, что дети и подростки — ужас, у них нет ценностей и они все в гаджетах. Мне кажется это несправедливым. Работая с разными школами, я вижу, как современные дети и подростки вынуждены решать очень много «взрослых» проблем, многие идут работать, чтобы помогать своим родителям, в селе некоторые ученики встают в 5 утра и делают работу по хозяйству, рубят дрова, ухаживают за животными, заботятся о младших в семье, потому что мамы/папы трудятся ночными сменами или вахтами.
Мне кажется, многие дети чувствуют себя одинокими, им не хватает поддержки и веры в них от учителей и семьи. Я уверена, что они нуждаются не в дисциплине, а в заботе. При всем при этом мои ученики остались очень открытыми и добрыми, для них важны вопросы справедливости, социального неравенства, они продолжают мечтать сделать в жизни что-то важное. Два года я чувствовала их поддержку, хотя, конечно, у нас были и разные сложные моменты.
— На ваш взгляд, чего в первую очередь не хватает школам? Каковы вообще ваши наблюдения, что бы вы изменили?
— Я думаю, что и сельским, и городским школам не хватает поддержки. Относительно нехватки денег и так понятно — в некоторых школах дети из-за холода учатся в куртках, когда ломается школьный автобус, ученики из отдаленных сел по две недели не ходят в школу, просто не могут до нее добраться. Да, конечно, есть ответственность государства, наши школы, к сожалению, правда заброшены, и им очень не хватает ресурсов. Но я уверена, что очень многое может поменять сообщество.
Школа должна стать общественным пространством, в которое жители населенного пункта могут вкладываться не деньгами, а временем. Взрослые — помогать делать ремонт в школах, а заодно учить старшеклассников, как это делается, приходить в школу или приглашать детей к себе на работу и рассказывать про свою профессию, организовывать школьные фестивали и мастер-классы.
Учителя правда не справляются, многие живут школой, но и этого не хватает. У наших педагогов сильнейшее профессиональное выгорание, невозможно работать 20-40 лет на две ставки, получать малюсенькую зарплату, быть кругом виноватым и продолжать вдохновлять детей.
Часто я не согласна с педагогическими стратегиями учителей, но я ими восхищаюсь! Не уверена, что смогла бы работать так долго в таких условиях. И я честно не понимаю, а кто будет учить детей, если не они, других учителей у нас нет. Поэтому верю, что нужно не ругать, а поддерживать, помогать. Уверена, сообщество может разгрузить учителей, чтобы они наконец-то могли заняться своей работой — учить детей.
— Что эта программа дала вам лично?
— Я невероятно благодарна программе за те знания и навыки, которые получила за 2 года. Я пришла в школу и хотела, чтобы все мои ученики знали блестяще географию и писали ОГЭ на высшие баллы. За время в программе поняла, что важны не знания, а ребенок. Теперь я хочу, не чтобы мои дети выросли умными географами, а чтобы они были счастливыми. Не когда-то в будущем, к которому готовит школа. А здесь и сейчас. Чтобы они чувствовали себя в безопасности, в гармонии с собой, чтобы у них были вера в себя и смелость мечтать о большом. Тогда у них появится мотивация учиться и развиваться.
Справка «Вслух.ру»
С 2015 года в России реализуется общественная программа «Учитель для России». Цель этой программы в том, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей в разных регионах России, будь то город или небольшая деревушка. Каждый желающий может подать заявку на участие в программе, пройти собеседование и обучающие сессии, чтобы преподавать в школах России.
Программа предполагает переподготовку кадров, оплату участникам жилья и выплату зарплаты в течении двух лет. В 2020 году программа работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.
Еще по теме
— «В школах не хватает разворота к детям». Тюменка оценила двухлетний опыт участия в программе «Учитель для России"Путевка в Сибирь.
— Почему юная тюменка выбрала работу в школе под Новосибирском
— Школа мечты? Как тюменка уехала работать сельским учителем под Нижний Новгород