Dipol FM | 105,6 fm

«Вышла на улицу и заплакала». Тюменка рассказала, как работала учителем в провинции

Она уверена, что дети должны быть счастливы не в будущем, а здесь и сейчас.

Мы пообщались с четырьмя участниками программы «Учитель для России», которые поехали преподавать из Тюмени в разные регионы страны. Что их побудило ввязаться в проект, который не предполагает никаких крупных материальных бонусов? У каждого — своя история.

Наша четвертая собеседница — Альфия Биккина, куратор учителей программы в Нижнем Новгороде и Калужской областях. Поначалу она сама два года преподавала в Малоярославце. Альфия рассказала, как плакала от страха в чужом городе, что нужно менять в российских школах и чего не хватает современным детям.

— Как и когда вы узнали о программе?

 — После университета перепробовала несколько абсолютно разных работ — от администратора в танцевальной студии до младшего научного сотрудника. И каждый раз это было не мое. В какой-то момент стало страшно: неужели мой удел — средняя работа со средней зарплатой?

В школу попала случайно — меня попросили заменить учителя на пару месяцев. Кажется, что это стало самым важным решением в моей жизни. Я проработала в этой школе два года, преподавала на ощупь, часто не справлялась с дисциплиной и тратила невероятное количество часов на подготовку уроков.

В какой-то момент пришлось признать, что потенциал моих учеников выше, чем-то, что они получают на моих уроках. Все это время я ориентировалась на интуицию и придумывала велосипед заново раз за разом, пришло время узнать, а как это делают профессиональные учителя.

— Почему вы выбрали именно программу «Учитель для России», а не другие похожие программы, например, «Земский учитель» (где платят до 2 млн руб)?

 — Я искала образовательную программу. Мне было важно не заработать деньги, а научиться быть учителем. Сейчас точно уверена, что из всех программ и магистратур «Учитель для России» — это лучшее, что может случиться с начинающим педагогом. Обучение начинается в Летнем институте, это четырехнедельная программа, во время которой учителя живут вместе, учатся, проводят детский лагерь и дают свои первые уроки.

Программа состоит из нескольких блоков: мастерство учителя, лидерство и коммуникация, исследование и проектирование, дополнительное образование в школе и около 10% всей программы — это сессии по выбору.

В течение двух лет работы в школе процесс обучения продолжается. Каждый месяц есть встреча с куратором, который приезжает и смотрит уроки.
Куратор — это тот человек, который помогает выстроить участнику индивидуальную траекторию развития, дает обратную связь на уроки, помогает разобраться в том, как можно было улучшить этот урок и на что стоит обратить внимание.

Плюс каждый месяц есть Zoom с методистом, опытным учителем твоего предмета, который также смотрит один из уроков участника и дает обратную связь. И примерно раз в 1,5-2 месяца проходят двухдневные образовательные встречи, когда мы снова, как на Летнем институте, собираемся все вместе, учимся, делимся новостями, рассказываем про свои проекты и немного перезагружаемся.

После двух лет обучения выпускники программы получают диплом о переподготовке от Высшей школы экономики и возможность продолжить преподавание в школе даже при отсутствии педагогического образования.

«Вышла на улицу и заплакала». Тюменка рассказала, как работала учителем в провинции

— Было ли у вас предпочтение относительно региона, в который хотите ехать?

 — Мне очень хотелось в тамбовское село. Наверное, это был наивный романтизм, желание жить в деревне, сменить весь образ жизни и погрузиться в педагогику. Но в итоге я выбрала Калужскую область. И хотя очень полюбила свою школу и город (Малоярославец), достаточно долго переживала, что моя первая задумка не исполнилась.

— Как происходил процесс отбора? Вы подали документы, что дальше?

 — Сначала заполнила небольшую анкету, потом были скайп-интервью, очный тур и собеседование с методистом. Наверное, самым важным этапом стал очный тур, он длится почти весь день и включает в себя групповые задания и индивидуальное интервью. На отборах в «Учитель для России» всегда повторяют две фразы: «Вы не соревнуетесь друг с другом, мы возьмем всех, если все подойдут» и «Будьте собой, будьте лучшей версией себя», это помогло мне выдохнуть и сфокусироваться на процессе.

«Вышла на улицу и заплакала». Тюменка рассказала, как работала учителем в провинции

— Были ли у вас страхи перед отъездом?

 — Я работала в маленьком городе Малоярославце, помню, как приехала туда во второй раз в жизни и уже с чемоданом. Искала себе квартиру, посмотрела один вариант, вышла на улицу и заплакала. Вокруг все серо-пыльное и чужое. Было очень страшно, казалось, что я ошиблась и выбрала не тот город, а впереди еще два года.
Меня спасла моя коллега Даша из программы, которая так же как и я только приехала в Малоярославец. Она была единственным знакомым человеком во всем городе. Мы пили чай у нее дома, обсуждали школу, вместе готовили первые уроки и вместе поехали на линейку 1 сентября.

Уже в сентября я поняла, что Малоярославец — чудесный. В выходные брала собаку, заходила за кофе и отправлялась на двухчасовую прогулку по городу, а потом через холмы и монастырь спускалась к речке. По дороге постоянно встречались ученики, с некоторыми мы обнимались и останавливались поболтать, с кем-то просто здоровались или махали друг другу через дорогу.

В зимнее время собирались с учениками по выходным играть в настольные игры, а весной после экзаменов ходили на пикники.

«Вышла на улицу и заплакала». Тюменка рассказала, как работала учителем в провинции

— Какие у вас дальнейшие планы? Продолжите ли вы участвовать в этом проекте?

 — В конце второго года участия в программе вообще у многих возникает вопрос: что делать дальше? Для большинства это был первый педагогический опыт. После завершения своей «стажировки» я захотела остаться в команде и стала куратором новых участников программы. Сейчас очень хочу вернуться снова в школу учителем.

— Какие отношения у вас сложились с учениками?

 — Со всеми по-разному. Но вообще я обожаю своих учеников, мне попались какие-то невероятные дети. Я очень часто слышу и от сверстников, и от людей старшего поколения, что дети и подростки — ужас, у них нет ценностей и они все в гаджетах. Мне кажется это несправедливым. Работая с разными школами, я вижу, как современные дети и подростки вынуждены решать очень много «взрослых» проблем, многие идут работать, чтобы помогать своим родителям, в селе некоторые ученики встают в 5 утра и делают работу по хозяйству, рубят дрова, ухаживают за животными, заботятся о младших в семье, потому что мамы/папы трудятся ночными сменами или вахтами.

Мне кажется, многие дети чувствуют себя одинокими, им не хватает поддержки и веры в них от учителей и семьи. Я уверена, что они нуждаются не в дисциплине, а в заботе. При всем при этом мои ученики остались очень открытыми и добрыми, для них важны вопросы справедливости, социального неравенства, они продолжают мечтать сделать в жизни что-то важное. Два года я чувствовала их поддержку, хотя, конечно, у нас были и разные сложные моменты.

«Вышла на улицу и заплакала». Тюменка рассказала, как работала учителем в провинции

— На ваш взгляд, чего в первую очередь не хватает школам? Каковы вообще ваши наблюдения, что бы вы изменили?

 — Я думаю, что и сельским, и городским школам не хватает поддержки. Относительно нехватки денег и так понятно — в некоторых школах дети из-за холода учатся в куртках, когда ломается школьный автобус, ученики из отдаленных сел по две недели не ходят в школу, просто не могут до нее добраться. Да, конечно, есть ответственность государства, наши школы, к сожалению, правда заброшены, и им очень не хватает ресурсов. Но я уверена, что очень многое может поменять сообщество.

Школа должна стать общественным пространством, в которое жители населенного пункта могут вкладываться не деньгами, а временем. Взрослые — помогать делать ремонт в школах, а заодно учить старшеклассников, как это делается, приходить в школу или приглашать детей к себе на работу и рассказывать про свою профессию, организовывать школьные фестивали и мастер-классы.

Учителя правда не справляются, многие живут школой, но и этого не хватает. У наших педагогов сильнейшее профессиональное выгорание, невозможно работать 20-40 лет на две ставки, получать малюсенькую зарплату, быть кругом виноватым и продолжать вдохновлять детей.

Часто я не согласна с педагогическими стратегиями учителей, но я ими восхищаюсь! Не уверена, что смогла бы работать так долго в таких условиях. И я честно не понимаю, а кто будет учить детей, если не они, других учителей у нас нет. Поэтому верю, что нужно не ругать, а поддерживать, помогать. Уверена, сообщество может разгрузить учителей, чтобы они наконец-то могли заняться своей работой — учить детей.

— Что эта программа дала вам лично?

 — Я невероятно благодарна программе за те знания и навыки, которые получила за 2 года. Я пришла в школу и хотела, чтобы все мои ученики знали блестяще географию и писали ОГЭ на высшие баллы. За время в программе поняла, что важны не знания, а ребенок. Теперь я хочу, не чтобы мои дети выросли умными географами, а чтобы они были счастливыми. Не когда-то в будущем, к которому готовит школа. А здесь и сейчас. Чтобы они чувствовали себя в безопасности, в гармонии с собой, чтобы у них были вера в себя и смелость мечтать о большом. Тогда у них появится мотивация учиться и развиваться.

Справка «Вслух.ру»

С 2015 года в России реализуется общественная программа «Учитель для России». Цель этой программы в том, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей в разных регионах России, будь то город или небольшая деревушка. Каждый желающий может подать заявку на участие в программе, пройти собеседование и обучающие сессии, чтобы преподавать в школах России.

Программа предполагает переподготовку кадров, оплату участникам жилья и выплату зарплаты в течении двух лет. В 2020 году программа работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.

Еще по теме

— «В школах не хватает разворота к детям». Тюменка оценила двухлетний опыт участия в программе «Учитель для России"Путевка в Сибирь.

 — Почему юная тюменка выбрала работу в школе под Новосибирском

 — Школа мечты? Как тюменка уехала работать сельским учителем под Нижний Новгород

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
История 200-килограммового тюменца, который похудел на 100 кг, а потом снова начал толстеть
История 200-килограммового тюменца, который похудел на 100 кг, а потом снова начал толстеть
Ситуацию, которая нередко случается в жизни тучных людей, комментирует профессиональный психолог.
В тюменских школах установят контейнеры для раздельного сбора мусора
В тюменских школах установят контейнеры для раздельного сбора мусора
Урны появятся и в торговых центрах «Гудвин», «Сити Молл», «Матрешка», «Лента» и «Окей».
Голышмановская больница получила оборудование для выхаживания недоношенных младенцев
Голышмановская больница получила оборудование для выхаживания недоношенных младенцев
Этим перечень не исчерпывается.
На борьбу с COVID-19 в Тюменской области фактически потрачено 5,2 млрд рублей
На борьбу с COVID-19 в Тюменской области фактически потрачено 5,2 млрд рублей
Бюджет региона в 2021 году выполняется с профицитом.
Часть тюменских водителей пересела на общественный транспорт после введения платы за парковки
Часть тюменских водителей пересела на общественный транспорт после введения платы за парковки
Власти рассчитывают, что водители, совершавшие единичные поездки на машинах, предпочтут автобусы.