Теплому климату Анастасия предпочла команду.
Мы пообщались с четырьмя участниками программы «Учитель для России», которые поехали преподавать из Тюмени в разные регионы страны. Что их побудило ввязаться в проект, который не предполагает никаких крупных материальных бонусов? У каждого — своя история.
Сегодня наша собеседница — Анастасия Васильева, которая работает в школе г. Черепаново (Новосибирская область). Она рассказала, что было самым сложным при переезде в маленький городок, по чему скучает больше всего, и чего не хватает в сельских школах.
— Как и когда вы узнали о программе? Почему решили принять в ней участие?
— О программе я узнала в мае 2020-го года от подруги, которая уже работала в школе. Она узнала, что я недавно уволилась из нейросетевой компании и спросила: «А почему ты не рванёшь в „Учитель для России“?». Я ничего об этом не слышала, но страшно скучала по работе с детьми — последнюю свою вожатскую смену отработала в 2017-ом году. Посмотрела условия участия, меня всё устроило, поэтому решила подать заявку.
— Почему выбрали именно программу «Учитель для России», а не другие похожие, например, «Земский учитель» (где платят до 2 млн руб)?
— Ой, я в то время и о «Земском учителе» не знала. Но, если правильно помню, участие в нём предполагает пять лет работы, а представить себя в маленьком селе на такой долгий срок я не могу. К тому же в «Учителе для России» очень сильная система поддержки и обратной связи, чего я не могу с уверенностью сказать о «Земском учителе».
— Был ли у вас раньше опыт работы с детьми?
— Со второго курса университета подрабатывала куратором на учебно-научных сменах ТюмГУ, год проработала тьютором в «Школе одарённых» ТюмГУ, потом недолго — в образовательном центре «Юниум». Мне всегда нравилось работать с детьми, но представить себя в обычной школе было сложно. Мы часто обсуждали с одногруппницами на филфаке, что пойдём куда угодно, но не в школу. Казалось, что это худший вариант развития событий (но нет).
— Было ли у вас предпочтение, в какую область поехать?
— Я очень хотела в центральную Россию — в Тамбовскую, Калужскую, Воронежскую области. Туда, где теплее. А в итоге оказалась в Сибири. Но по своей воле!
Для меня было важно не только переехать в тёплые края, но ещё и оказаться среди «своих» — в школе, где я буду не единственной учительницей, работающей по этой программе. Из-за того, что подала заявку в последней волне, школ с подобными вакансиями осталось немного, и одна из них оказалась как раз в Новосибирской области.
Я созвонилась с директрисой, мы быстро нашли общий язык, мне понравилась её демократичность. И когда передо мной встал вопрос «климат или команда?», я выбрала второе.
Менеджер по распределению, кстати, предлагала подождать и рассмотреть другие варианты, зная, как я хотела сменить климат, но я решила остановиться на Сибири.
— Как происходил процесс отбора?
— Я отправила анкету, которую должны были рассмотреть в течение десяти дней. Помню, десять дней прошли, а отклика не было. В тот момент я рассматривала ещё одну вакансию, поэтому решила сфокусироваться на ней. И, конечно же, буквально на следующий день после принятия этого решения мне написали рекрутеры и пригласили на очное скайп-собеседование.
А потом всё пошло очень быстро: приглашение на очный тур в Zoom, собеседование с методистом — и вот я на Летнем институте, снова в зуме, изнываю в квартире от жары.
— Какой вопрос, который вам задавали на собеседовании для этой программы, запомнился больше всего?
— Наверное, финальное «готовы ли вы к переезду?». Потому что до этого вопроса я, конечно, выстраивала в голове разные варианты событий, но тут словно всё окончательно встало на места. Да, я готова. И я поеду.
— Был ли у вас опыт деревенской жизни раньше? Какие в этом плюсы, и что было самым сложным?
— Начну с того, что я живу не в деревне, а в городе Черепаново. В нём около двадцати тысяч жителей. Конечно, разница по сравнению с Тюменью и жизнью в Черепанове есть. Очень странно заходить в магазин и слышать: «Ой, а вы учительница, которая в третьем доме живёт, да?». Было ощущение, что все узнали обо мне задолго до того, как я приехала.
Лично мне сложно обходиться без доставки еды, я не люблю готовить, и порой тяжело жить на первом этаже — в городе малоэтажная застройка, поэтому ты всегда видишь, как на улице снуют твои ученики и коллеги. А после насыщенных школьных дней наоборот хочется от всего максимально абстрагироваться.
— Были ли у вас страхи перед отъездом?
— Меня пугало одно — смогу ли перевезти все свои вещи в Черепаново? Сколько это будет стоить? Какие транспортные компании там есть? Всё-таки я прожила в Тюмени шесть лет и очень сильно «обросла» вещами.
— Как были решены бытовые вопросы — жилье, вещи первой необходимости?
— Тут сработала сила сообщества. Жильё нашла моя коллега Лера, и мы просто решили снимать квартиру вместе. Вещи первой необходимости были с собой — я приехала с огромным чемоданом на первое время.
— Как долго вы уже в этом проекте, и как себя сейчас в нем ощущаете?
— В июле будет год, как участвую. И я точно знаю, что нахожусь на своём месте. Веду русский язык и литературу.
— Какие отношения у вас сложились с учениками?
— Моя методистка часто отмечает, что мне удаётся выстраивать с детьми партнёрские отношения на уроке. Дети мне доверяют, рассказывают о том, что их волнует, и для меня это очень важно. Я, кстати, задала этот вопрос и ученикам, мол, какие у нас с вами отношения. Говорят, тёплые, дружеские и поддерживающие.
— Расскажите какой-нибудь запоминающийся для вас случай из новой школьной практики?
— В конце первой четверти ученик сказал, что благодаря моим урокам научился рефлексировать и стал осознаннее в своих действиях. И эти слова мне запали в сердечко. А один пятиклассник в ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» написал «Просто хорошим человеком». Это так важно и трогательно.
— На ваш взгляд, чего в первую очередь не хватает в сельских школах? Что бы вы изменили?
— Мне кажется, не хватает системности в преподавании. Из-за сумасшедшей текучки в школах у детей каждый год (а иногда и каждую четверть) сменяются учителя по одному и тому же предмету. И у всех разные методы преподавания, разный стиль. Детям сложно подстроиться, много времени уходит на привыкание и формирование рабочей атмосферы на уроках, поэтому какие-то темы стабильно западают.
— Чем вы занимались до прихода в программу?
— И швец, и жнец, и на дуде игрец. Я работала тьютором, вожатой, копирайтером, дата-инженером, стажировалась в органах исполнительной власти. Успела даже интернет-маркетологом побывать.
— Какие у вас дальнейшие планы? Продолжите ли участвовать в этом проекте?
— Первый учебный год подходит к концу, и я понимаю, что уже сейчас начинаю скучать по своим детям. К счастью, у меня есть ещё как минимум год. Не исключаю, что захочу остаться и на третий — знаю, что у выпускников есть такая возможность. А дальше я бы всё равно хотела остаться в программе — куратором, рекрутером или кем-то ещё. Потому что мне хочется оставаться причастной к чему-то важному.
— Какие плюсы и минусы вы видите в программе сейчас?
— Сложно вот так взять и выделить какие-то строго очерченные плюсы и минусы. Наверное, к минусам я бы отнесла оторванность от близких. Очень скучаю порой по вечерам с подругами, по племяшкам, семье. Но их с лихвой перевешивают плюсы — в программе качественное обучение, к нам приглашают невероятных спикеров. В сообществе очень много поддержки. Не секрет, что в школе работать непросто, но, благодаря поддержке кураторов, методистов и других участников, удаётся сохранять позитивный настрой.Быть молодым учителем — это тот ещё стресс, особенно, если бороться со школьными стереотипами приходится в одиночку. Но в «Учителе для России» ты никогда не останешься один. Кто-то обязательно придёт тебе на выручку.
Ещё один однозначный плюс — это возможность увидеть, как бывает по-другому. Живя в крупном городе, ты даже не задумываешься, как живут в малых населённых пунктах. Не представляешь, какие там зарплаты, какой уровень жизни. И в этом плане программа здорово отрезвляет.
— Что эта программа дала вам лично?
— Возможность расти над собой. Попробовать себя в том, чего раньше ужасно боялась, и понять, что справляюсь. Встретить на своём пути невероятных людей и учиться вместе с ними. И, конечно же, удивительных учеников.
Фото из архива Анастасии Васильевой