Dipol FM | 105,6 fm
94.09
100.53

Владимир Зимнев: Доступная среда – это обычная среда

Мы подводим итоги деятельности очередного созыва регионального парламента.

_В рамках совместного проекта еженедельника «Вслух о главном» и Тюменской областной думы «Реальные дела фракции» мы подводим итоги деятельности очередного созыва регионального парламента. В интервью нашему изданию депутат облдумы, член фракции «Единая Россия» Владимир Зимнев рассказал о реализации масштабного проекта «Доступная среда»._

— Владимир Дмитриевич, завершает работу очередной созыв областной думы. Как вы оцениваете результаты своей депутатской деятельности за прошедшие пять лет?

— Оценку, на мой взгляд, должны давать избиратели. В то же время считаю необходимым постоянно анализировать результаты: чем занимался, к чему был причастен, что удалось сделать. При этом анализировать свою деятельность привык с критической точки зрения. Такой подход позволяет точнее и правильнее видеть и оценивать происходящее.

В своей депутатской работе особое внимание уделяю приему граждан. Стараюсь оказать максимальное содействие человеку в той просьбе, с которой он обратился. К сожалению, в силу разных причин не всегда удается оказать необходимую поддержку. Чтобы лучше разбираться в тех вопросах, которые выносятся на обсуждение комитетов, на заседание областной думы, необходимо видеть и знать обстановку в коллективах. Побывав на месте, понимаешь ситуацию и легче ориентируешься при выработке решения, своего мнения, когда что-то отстаиваешь или предлагаешь.

Не менее важна законотворческая деятельность, участие в разработке законопроектов. В частности, достаточно серьезное внимание вместе с коллегами мы уделили бездомным животным. Полагаю, что не зря потратили усилия, поскольку это вылилось в совместные с правительством области решения, которые позволили в значительной мере нормативно урегулировать эту проблему. Она не исчезла окончательно, но получила законодательный фундамент, что дает право, полномочия, наделяет ответственностью должностных лиц, отвечающих за наведение порядка в этом весьма непростом вопросе.

Серьезную ответственность накладывает курирование проекта «Доступная среда». Не так все просто в создании условий комфортного проживания для людей с ограниченными возможностями. По сути, общество только начало понимать важность этой работы. Несмотря на то что, по оценкам специалистов, 55 млн человек в нашей стране постоянно нуждаются в каких-то элементах доступности, долгое время об этом вообще ничего не говорили. В этой ситуации с наскока проблему не решить, необходима поэтапная работа. При этом чрезвычайно важно терпеливо и доходчиво показывать и рассказывать, как следует организовывать доступную среду. Неоценимый вклад в эту работу вносят общественные организации ВОИ, ВОС, ВОГ.

— А для себя как вы определяете доступную среду?

— Доступная среда — это не что-то сверхестественное. Это обычная среда, удобная и одинаково доступная, как для здоровых людей, так и для тех, кто имеет ограничения по здоровью. Вообще конечная цель всего проекта — создать условия, при которых инвалиды и иные люди с ослабленным здоровьем нашли свое место в жизни, обрели самостоятельность и независимость. А работа по созданию условий доступности стала правилом хорошего тона, культурой ведения дела для руководителей всех форм собственности. Создать в обществе такое отношение — одно из основных условий успешной работы. Любое дело делается эффективно и качественно только в том случае, когда человек убеждается в его справедливости и необходимости. Опыт других стран убедительно свидетельствует: чтобы серьезно заниматься вопросами доступной среды, нужно соблюдать по меньшей мере два условия. Первое — формирование в обществе установок на понимание проблем инвалидности. Второе — четкое исполнение законодательства.

— Иными словами, прежде чем создавать доступную среду у каких-то отдельных объектов, она должна появиться у человека в голове.

— Рассмотрим простой пример. Человеку 80 лет, его организм с физиологической точки зрения зачастую значительно изношен. Для него счастье с тросточкой выйти из дома и посидеть на лавочке. Он уже в обществе, уже среди людей, с которыми может пообщаться. Что надо для такого человека? Надо, чтобы были перила на крылечке, если 5−6 ступенек, чтобы стояла лавочка и асфальт лежал под ногами, а не грязь. Вот вам условия доступности. Самые элементарные.

— А откуда вы взяли цифру 55 млн нуждающихся в доступной среде? У нас вроде столько инвалидов в стране нет.

— Это реальная цифра. Инвалидов у нас 13 млн человек. А 42 млн — это пожилые люди, беременные женщины, больные ДЦП, слепые и слабовидящие, люди с нарушениями речи, слуха, с нервными расстройствами, даже травмированные. Какое-то время, пока полностью не вылечатся, они могут передвигаться либо с чей-то помощью, либо используя технические средства реабилитации. Я не перечислю все заболевания, при которых человек нуждается в определенных условиях. При этом наши российские специалисты общую статистику нуждающихся в доступной среде указывают на 5−6% меньше по сравнению со специалистами, например, Норвегии, Финляндии, Франции, Германии, США.

— Почему у нас статистику занижают?

— Полагаю, в силу различия методик подсчета. Но по большому счету расхождения незначительные и непринципиальные.

— Как изменилась Тюмень за последние пять лет? Насколько она стала доступней для людей с ограниченными возможностями? Есть ли в Тюмени ноу-хау в этой сфере?

— «Доступная среда» — многотраслевой, многоуровневый инфраструктурный проект. С чем его можно сравнить? Пожалуй, с освоением целины, со строительством БАМа. Предстоит все, что построено за многие годы, сделать в той или иной степени доступным. Что-то можно сделать полностью доступным, что-то — частично, а где-то только кнопку вызова установить, потому что ничего другого — пандуса, подъемника и т. д. — сделать не получится. Поэтому дать однозначную оценку тому, что сделано в области за последние годы, я бы не решился. По некоторым направлениям мы значительно шагнули вперед. По некоторым примеряемся и ищем подходы. А в целом предстоит крепко потрудиться.

Смотрите. Доступность ранее построенных многоквартирных домов на сегодняшний день составляет 8%. Новостройки, наконец, начали возводить с большей степенью доступности, примерно процентов на 80. Но в основном для людей с нарушениями опорно-двигательного апппарата. Для слепых, слабовидящих и других категорий инвалидов пока мало что делается. Далее — доступность пешеходно-дорожной среды — 35%, организаций бюджетной сферы — 15%. А сама бюджетная сфера составляет лишь 18% от всей социальной сферы. 82% - коммерческая сфера, ее доступность — 12%. Опять же в эти цифры не входит доступность для иных категорий инвалидов, кроме людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В области 1 тыс. 552 колясочника живут в домах без лифта, начиная со второго этажа и выше. Что это для них? Это только представить себе! И многие из них активные люди. 112 человек проживают в пансионатах и общежитиях, а там… не вдаваясь в подробности — условия всякие. Это реальное положение вещей. Говорю это для того, чтобы мы понимали стоящие перед нами задачи. Посещая муниципальные образования, отельные объекты, особое внимание обращаю на то, как надо делать, почему именно так надо делать, а не иначе и каким образом сделать дешевле и проще.

— Кстати, как в районах обстоят дела?

— Где-то лучше, где-то видно отставание. Лидером является Упоровский район.

— Почему?

— Потому что там активный председатель общества инвалидов, и у него прекрасные конструктивные отношения с администрацией района. Они правильно понимают задачу, находят пути ее решения и вместе действуют. А так большой разницы между территориями по созданию доступной среды нет. Везде что-нибудь делают. При этом нам предстоит еще очень серьезно поработать. Хотя за несколько лет в Тюменской области накопили хороший опыт ведения этой работы.

— Находит ли отклик сама постановка вопроса о проблемах инвалидов у чиновников?

— Нужно просто вместе с муниципальной властью, общественными организациями ВОИ, ВОС, ВОГ садится и обсуждать, что можно сделать в каждый момент времени для инвалидов. Так поэтапно, уважительно к делу и к людям, в доброжелательной атмосфере и следует проводить эту работу.

— Вы контролируете возведение новых домов, которые должны быть оборудованы пандусами и другими средствами для доступа маломобильных граждан? Все ли дома теперь строятся по таким требованиям?

— Мы сегодня видим, что в новостройках, особенно в тех кварталах, которые построены в последнее время, создается доступная среда. Даже флагман тюменского домостроения ДСК и тот начал перестраиваться. Мы постоянно обращали внимание на необходимость изменения проектных решений крылец и входных групп, чтобы обеспечить условия доступности и возможности инвалиду попасть в дом. Последний объезд по новостройкам показал, что уже 80% всех объектов имеют существенные условия доступности. Кое-где появляются элементы доступности для слепых. То есть меняется сознание у людей, должностных лиц, предпринимателей. Стоит отметить, что и законодательная база серьезно поменялась как на федеральном, так и региональном уровне. Особенно в последние полтора года. И работать по-другому уже просто нельзя.

Назову еще одну важную вещь, необходимую для создания доступной среды. Нужно научить конкретного исполнителя понимать, что такое доступность физического окружения, какого-то объекта, услуг и что для этого нужно сделать. Во всех муниципальных объектах ведется работа и везде немало замечаний. Понятно, почему так происходит и как этого избежать. Например, возьмем любого предпринимателя или другого руководителя. Ему, чтобы выжить, надо крутиться, думать, где заработать, как выплатить зарплату сотрудникам, как пережить бесконечные проверки. Думаете, у него мысли в голове о доступной среде? Организуя в обществе работу по созданию безбарьерной среды, забыли добрый опыт, понятный каждому бригадиру, мастеру: любая работа начинается с того, что бригадир собирает бригаду и все вместе обсуждают, что и как будут делать сегодня, завтра… А мы начали такой межотраслевой глобальный проект по созданию доступной среды — кто кого собрал? Кто рассказал? Вопросы учебы и контроля основополагающие — это азбука любого дела.

Многое делается. Разрабатываются дорожные карты, вносятся изменения в регламенты. В Тюменской области 62 регламента — во все внесены изменения, обязывающие создавать условия доступности. Но все упирается в конкретного исполнителя. А если ему в голову не вложили, какой уклон должен быть на съезде с тротуара на проезжую часть, он и делает такой, что без риска перевернуться на коляске не проедешь.

Главная задача проекта «Доступная среда» — чтобы инвалид обрел независимость и самостоятельность. Чтобы он мог выходить в общество, получить образование, устроиться на работу. Значит, должны быть доступны дом, дорога, транспорт, место учебы или работы, учреждения социальной сферы, услуги на этих объектах. Когда эта цепочка замкнется, тогда люди с ограниченными возможностями почувствуют себя полноценными, и, возможно, меньше потребуется средств на пособия и реабилитационные мероприятия, а главное — кардинально изменится их социальное самочувствие и роль в обществе.

— Что больше всего волнует инвалидов?

— Многое, выделю несколько — вопросы санаторно-курортного лечения, доступности многоквратирных домов, трудоустройства, недостаточно благожелательное, нацеленное на решение вопроса отношение должностных лиц. Как нередко размышляет чиновник — есть закон, отписку напишу, и ищите ветра в поле. А тут надо поработать, кого-то пригласить, собрать, убедить, проконтролировать. Равнодушие серьезно влияет на эффективность создания доступной среды.

Есть немало положительных примеров отношения к просьбам инвалидов. Поступила коллективная просьба от ВОС. Разбирались с ней два года. Есть у нас место компактного проживания слепых и слабовидящих в районах улиц Фабричная, Котовского, Мельничная, Холодильная. Недавно в этом квартале создали условия доступности для слепых. Теперь люди с ослабленным зрением, особенно тотально слепые, с большей уверенностью могут проходить по этому кварталу.

— В Тюмени ведутся споры, нужно ли столько мест для инвалидов на парковках. Ведь зачастую они пустуют, в то время как остальные водители не могут найти место для стоянки. Можно ли решить эту проблему? Тем более, насколько известно, это законодательный парадокс.

— Не все так просто. Количество парковок у объектов различных форм собственности, оборудованных знаками для стоянки транспорта инвалидов, составляет в области 35−40%. Однако правильно оборудованных мест для стоянки транспорта инвалидов всего лишь 15−20%. На это я всегда обращаю внимание. Что значит правильно? Место стоянки должно отвечать двум требованиям. Во-первых, одинаково восприниматься пользователями — инвалидами и иными водителями; контрольными органами — ГИБДД; надзорными органами — прокуратурой, судом. Если хоть кто-то из этих четырех категорий воспринимает как-то по-другому, значит, что-то сделано неправильно. А значит, на этом месте может стоять любой водитель. И никакого наказания к нему применить нельзя. Во-вторых, место стоянки должно быть идентифицировано в любую погоду. А что у нас? Поставили знак стоянки, дальше информационную табличку «Инвалид», а где место? Справа, слева или посередине. Этой информации на основной стойке нет, как нет во многих случаях дополнительного знака «Инвалид» на отдельной стойке против каждого стояночного места для инвалидов. Вот и разберись — где можно встать, а где нельзя.

Когда мы начинаем рассуждать, а не много ли у нас парковочных мест для инвалидов, выясняется, что, по сути, их в лучшем случае только 20% от якобы созданных. Причем где в основном они располагаются? Во дворах правильно обозначены только 4% мест для стоянки инвалидов, у коммерческих объектов — менее 10%, у бюджетных объектов — менее 15%. В районах найти такое место — вообще большая удача. Всего на 1 января этого года в Тюмени насчитывалось 23 тыс. 120 парковочных мест на улично-дорожной сети. Управы и дорожный департамент Тюмени оборудовали для инвалидов 865 мест по всем правилам. Теперь посчитаем, сколько по закону должно быть мест для инвалидов только на улицах — 10%, а это 2 тыс. 312. Всего же оборудовано 1 тыс. 50 (865 — администрацией, 185 — организациями иных форм собственности). То есть чуть менее 50%. В целом, как видите, до полного и точного исполнения закона о парковках для инвалидов нам еще далеко.

Может быть, и погорячился законодатель и действительно не надо столько парковочных мест для инвалидов. Но нужно учитывать два момента. Во-первых, определенную инерцию. Ведь инвалиды — это люди, о которых столько лет не говорили. И вдруг государство начало проявлять о них заботу. А инерция сохраняется, не все в состоянии так быстро поверить, что уровень заботы о них повысился. Во-вторых, на федеральном уровне рассматривается вопрос об увеличении числа тех, кто получит право стоять на местах для инвалидов. Поэтому рано говорить, что знаки надо зачехлять или убирать. Время покажет.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Ишиме за сутки река поднялась на 228 см, в Увате – на 88 см
В Ишиме за сутки река поднялась на 228 см, в Увате – на 88 см
В Ильинке уровень воды пошел на спад.
#паводок
#Ишим
#Тобольск
#Ялуторовск
#Тюмень
Ольга Швецова награждена медалью Министерства обороны "За помощь и милосердие"
Ольга Швецова награждена медалью Министерства обороны "За помощь и милосердие"
Депутат координирует работу фонда “100 миллионов для Победы”, активно участвует в сборе гуманитарной помощи.
#помощь
#милосердие
#Ольга Швецова
#награждение
#Минобороны
#новости Тюмени
В тюменских колледжах пройдет единый день открытых дверей
В тюменских колледжах пройдет единый день открытых дверей
Будущие абитуриенты смогут пройти профессиональные пробы и больше узнать о специальностях.
#Профессионалитет
#образование
#обучение
#колледж
#День открытых дверей
#профессии
#Тобольск
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
В России спрос на автокредиты за год увеличился на 35%
В России спрос на автокредиты за год увеличился на 35%
Молодежь стала реже обращаться за займами.
#автокредит
#кредит
#исследование
#спрос
#аналитика
#новости России
В Тюмени за повторную пьяную езду у 18-летнего парня забрали машину
В Тюмени за повторную пьяную езду у 18-летнего парня забрали машину
И обязали к исправительным работам.
#пьяный водитель
#пьяный за рулем
#прокуратура
#суд
#авто
#конфискация
#Тюмень
#новости Тюмени