Dipol FM | 105,6 fm

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

Мнение эксперта отрасли.

В августе 2021 года продажи машин в России рухнули почти по всем брендам, падение фиксируют на уровне 17% по сравнению с августом 2020. Одна из причин — дефицит поставок машин в салоны, что в свою очередь связывают с нехваткой полупроводников на заводах России. К чему готовиться сегодняшним и будущим автомобилистам? Один из автоэкспертов, директор по маркетингу ГК «Автоград», рассказал «Вслух.ру» о причинах текущей ситуации, трендах автомобильной отрасли и новостях местного авторынка.

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

Алексей Чемагин

__

директор по маркетингу ГК "Автоград

О дефиците и его последствиях

 — Все современные авто оснащены электронными системами, начиная с той же Глонасс. Поэтому недостаток микрочипов серьезно влияет на их сборку. Дефицит породила пандемия, когда многие предприятия простаивали.

Минпромторг в связи с этим даже разрешил производить некоторые российские автомобили без Глонасс, чтобы не способствовать простою конвейеров. Понятно, что основная масса полупроводников изготавливается в Китае, в свое время даже Трамп обращал внимание на эту проблему.

 — По информации СМИ, Toyota сократила выпуск авто на 40%, закрыла 14 заводов в Японии, General Motors остановил 8 заводов в Северной Америке. Приостанавливают производство многие бренды. Интересно, что дилерам о ситуации с нехваткой микрочипов объявили буквально неделю-две назад. А раньше что, об этом не было известно?

На самом деле, мы уже в начале лета почувствовали, что производство не увеличивается. При довольно явном спросе объемы никто не наращивал. Было понятно, что грядет дефицит, который, по некоторым прогнозам, продлится год-полтора.

 — Недавно Financial Times опубликовал материал о том, что BMW и Mercedes довольны текущей ситуацией. Цены выросли, скидки для покупателей отменяются, соответственно, увеличились и доходы этих предприятий. Отлично, говорят топовые бренды, мы сократим производство, чтобы эффективнее управлять наценкой и спросом. Да, представители элитных марок вполне могут себе такое позволить. Чистый бизнес, господа.
В бюджетном сегменте подобная стратегия вряд ли сработает, там поднимешь цены, и спрос сразу упадет. Премиальные авто покупают люди небедные, поэтому наценка их не отпугнет. Производители поняли, что на этом можно сыграть.

Помните политику Ferrari? Мы производим 1000 машин в год и не более, ручная сборка. Авто просто так не купишь, нужно записываться, делать предоплату, ждать несколько месяцев…

 — В моем детстве автомобиль был роскошью, помню, как отец стоял в очередь на «Запорожец», а «Жигули» и вовсе были мечтой. В последние годы машины, конечно, стали доступнее для большинства людей, но мне кажется, они по-прежнему не выходят из категории «роскошь». Тем более сейчас, на фоне подорожания. Это все равно некий символ статуса и достатка. Мало для кого просто средство передвижения.

О китайском автопроме

 — Некоторые эксперты сейчас говорят об экспансии китайских марок. Мол, Haval, Chery на фоне общего падения показывают рост продаж. Первая — 37%, а вторая аж 163%. Но если посмотреть в сопоставлении с лидерами рынка, картина не столь очевидна. К примеру, если Renault продал за август 10 тысяч автомобилей в России, то Chery только 3 тысячи. Правда, в прошлом году всего 1 тысячу. Да, это трехкратный рост, но все равно пока несопоставимо с Hyundai, Kia и Renault. Geely продали 2100 автомобилей, Haval — 2300. То есть три популярных китайских бренда вместе взятые не дотягивают до самого успешного француза. А Kia и Lada продают еще больше.

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

 — Мы видели несколько заходов китайцев на наш рынок, иногда с большими амбициями. Но эти амбиции не позволяли им удержаться здесь. С другой стороны, если брать корейские бренды, то лет 15-20 назад мало кто воспринимал их всерьез. Думали, бюджетный сегмент. Теперь посмотрите — лидеры рынка, которые одной ногой уже залезли в премиум. Модели Stinger, К 900, Mohave и т. д. весьма шикарны. Они и выглядят достойно, и стоят недешево — от 3-4 млн.
Когда мы брали первые автомобили того же Chery, они были очень непрезентабельны: дешевый вонючий пластик, тонкий металл, скрипучая панель. Сейчас китайские машины почти не хуже корейских, на порядок улучшилась обработка кузова, они так не гниют.

Мы знаем, что Geely владеет маркой Volvo, у них для производства используется общая платформа. То есть по технической начинке автомобили практически шведского бренда. Посмотрите на новый Geely Atlas. Это гибридный авто стоимостью 2 млн. И их не так уж много в наличии. Так что китайцы очень быстро догоняют лидеров.

О рынке подержанных авто

 — На фоне подорожания новых авто хорошо развивается рынок вторички. Здесь два основных сегмента — прямая продажа от владельца и автосалоны. Дилерская доля рынка в России — 14%, еще два года назад было 12%, так что рост налицо. На Западе его доля вообще составляет 50%.

При этом дилеры неохотно занимаются продажей старых авто. Если машине 10 лет и больше, то сегодня она едет, а завтра — нет. А законы в России строгие, поэтому даже на старую машину продавец обязан предоставить гарантию 3 недели. В течение этого срока автомобиль можно заменить. Понятно, что у древних «ласточек» высокий риск поломки. Движок, коробка — все это не застраховано от выхода из строя и на второй день после покупки.

Тем не менее, у всех крупных игроков рынка уже есть стоянки с подержанными авто. В 2011 году мы были практически пионерами в этом направлении — оформили красивую площадку, ввели определенные стандарты. Из-за дефицита новых авто работа с подержанным парком становится перспективным направлением.

О навязывании допов автосалонами

 — Сегодня практически невозможно купить новое авто без допоборудования. Это вынужденная стратегия дилеров. Не думаю, что было бы честно просто повысить цену на 100-200 тысяч, как это делают те же BMW и Mercedes. Когда есть спрос, и у тебя мало товара, нелогично продавать его задешево. Закон бизнеса.
К тому же, как правило, в качестве допов устанавливается необходимое оборудование: сигнализация, магнитола, подогрев, видеокамеры, защита и т. д. Человек получает опции, которыми будет пользоваться. Да, они дороже рынка процентов на 20, но мы даем гарантию.

Конечно, есть неприятный момент, когда покупатель видит на сайте одну цену, а в салоне — другую. Не оправдывается ожидание. К сожалению, многие дилеры сегодня работают подобным образом. Но им надо держаться на плаву, зарабатывать. Иначе придется закрываться и распускать людей. К слову, в первой половине 2021 года в России количество автодилеров уменьшилось на 28 единиц. Но не думаю, что это превратится в тенденцию, в принципе пока автосалоны чувствуют себя довольно уверенно, по крайней мере крупные.

Мы, к примеру, персонал не сокращали даже в пандемию. Наоборот — ищем другие направления, развиваемся. Правда, это связано не с продажами новых авто, а с сервисом и обслуживанием. Например, занялись сегментом автостекол, восстановительным ремонтом.

О тюменском рынке

 — На тюменском авторынке изменения, безусловно, происходят. К примеру, сменились владельцы у Nissan. Последний салон «Автограда», который был заморожен после кризиса 2008-09 годов, отошел в собственность банку, и недавно его купили ребята из Перми — «Форвард авто». Сеть торгует подержанными авто.

Наш автосалон на Федюнинского, 83 приобрела омская компания, весной следующего года там планируют открывать BMW.

Тренды

 — Один из главных трендов сегодня — электромобили. Мы видим, что сейчас этот сегмент активно осваивается производителями. Во-первых, все видят успех Tesla, во-вторых, растут продажи не только чистых «электричек», но и гибридов. С каждым годом они удваиваются и даже утраиваются. В Тюмени появляются электрозаправки. У нас их теперь две, недавно еще не было ни одной.

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

Что касается брендов, то, к примеру, Volvo прямо заявляет, что к 2030 году полностью перейдет на электромобили. Я слышал такую же концепцию от Ford, они говорят, что переведут на электричество коммерческий транспорт. В общем многие потихоньку двигаются в этом направлении.

 — Еще один тренд, если говорить в целом о развитии автомобильной отрасли, — автопилоты или ассистенты вождения. Хотя пока никто, даже Tesla, не обладают системой, которая позволяет ездить вообще без человека. Потому что были ДТП, а в этом случае возникает юридический момент: кто виноват, если человек погиб или получил серьезные травмы.

Но помощники развиваются и забирают всё больше функций водителя. Помню, в начале моей карьеры, когда я сам продавал автомобили, появились ассистенты парковки у «Форда». Для меня это было удивительно: ты подъезжаешь, и машина сама начинает парковаться задним ходом. В те времена это казалось фантастикой.

Теперь у продвинутых авто есть удержание в полосе, автопарковка, автоторможение перед препятствием — все эти технологии уже уходят в массовый сегмент и скоро будут доступны каждому. Ну и плюс мы видим, что есть такие технологические компании как «Яндекс», которые очень активно развивают системы автопилота, создали роботов, которые в Америке по кампусам доставляют еду. Также у них заключён договор с Hyundai как раз на разработку автопилотов. Я уверен, что там прорыв будет в ближайшее время, лет через пять машины будут возить нас без водителя.

Фото: Pexels

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!