Dipol FM | 105,6 fm

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

Мнение эксперта отрасли.

В августе 2021 года продажи машин в России рухнули почти по всем брендам, падение фиксируют на уровне 17% по сравнению с августом 2020. Одна из причин — дефицит поставок машин в салоны, что в свою очередь связывают с нехваткой полупроводников на заводах России. К чему готовиться сегодняшним и будущим автомобилистам? Один из автоэкспертов, директор по маркетингу ГК «Автоград», рассказал «Вслух.ру» о причинах текущей ситуации, трендах автомобильной отрасли и новостях местного авторынка.

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

Алексей Чемагин

__

директор по маркетингу ГК "Автоград

О дефиците и его последствиях

 — Все современные авто оснащены электронными системами, начиная с той же Глонасс. Поэтому недостаток микрочипов серьезно влияет на их сборку. Дефицит породила пандемия, когда многие предприятия простаивали.

Минпромторг в связи с этим даже разрешил производить некоторые российские автомобили без Глонасс, чтобы не способствовать простою конвейеров. Понятно, что основная масса полупроводников изготавливается в Китае, в свое время даже Трамп обращал внимание на эту проблему.

 — По информации СМИ, Toyota сократила выпуск авто на 40%, закрыла 14 заводов в Японии, General Motors остановил 8 заводов в Северной Америке. Приостанавливают производство многие бренды. Интересно, что дилерам о ситуации с нехваткой микрочипов объявили буквально неделю-две назад. А раньше что, об этом не было известно?

На самом деле, мы уже в начале лета почувствовали, что производство не увеличивается. При довольно явном спросе объемы никто не наращивал. Было понятно, что грядет дефицит, который, по некоторым прогнозам, продлится год-полтора.

 — Недавно Financial Times опубликовал материал о том, что BMW и Mercedes довольны текущей ситуацией. Цены выросли, скидки для покупателей отменяются, соответственно, увеличились и доходы этих предприятий. Отлично, говорят топовые бренды, мы сократим производство, чтобы эффективнее управлять наценкой и спросом. Да, представители элитных марок вполне могут себе такое позволить. Чистый бизнес, господа.
В бюджетном сегменте подобная стратегия вряд ли сработает, там поднимешь цены, и спрос сразу упадет. Премиальные авто покупают люди небедные, поэтому наценка их не отпугнет. Производители поняли, что на этом можно сыграть.

Помните политику Ferrari? Мы производим 1000 машин в год и не более, ручная сборка. Авто просто так не купишь, нужно записываться, делать предоплату, ждать несколько месяцев…

 — В моем детстве автомобиль был роскошью, помню, как отец стоял в очередь на «Запорожец», а «Жигули» и вовсе были мечтой. В последние годы машины, конечно, стали доступнее для большинства людей, но мне кажется, они по-прежнему не выходят из категории «роскошь». Тем более сейчас, на фоне подорожания. Это все равно некий символ статуса и достатка. Мало для кого просто средство передвижения.

О китайском автопроме

 — Некоторые эксперты сейчас говорят об экспансии китайских марок. Мол, Haval, Chery на фоне общего падения показывают рост продаж. Первая — 37%, а вторая аж 163%. Но если посмотреть в сопоставлении с лидерами рынка, картина не столь очевидна. К примеру, если Renault продал за август 10 тысяч автомобилей в России, то Chery только 3 тысячи. Правда, в прошлом году всего 1 тысячу. Да, это трехкратный рост, но все равно пока несопоставимо с Hyundai, Kia и Renault. Geely продали 2100 автомобилей, Haval — 2300. То есть три популярных китайских бренда вместе взятые не дотягивают до самого успешного француза. А Kia и Lada продают еще больше.

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

 — Мы видели несколько заходов китайцев на наш рынок, иногда с большими амбициями. Но эти амбиции не позволяли им удержаться здесь. С другой стороны, если брать корейские бренды, то лет 15-20 назад мало кто воспринимал их всерьез. Думали, бюджетный сегмент. Теперь посмотрите — лидеры рынка, которые одной ногой уже залезли в премиум. Модели Stinger, К 900, Mohave и т. д. весьма шикарны. Они и выглядят достойно, и стоят недешево — от 3-4 млн.
Когда мы брали первые автомобили того же Chery, они были очень непрезентабельны: дешевый вонючий пластик, тонкий металл, скрипучая панель. Сейчас китайские машины почти не хуже корейских, на порядок улучшилась обработка кузова, они так не гниют.

Мы знаем, что Geely владеет маркой Volvo, у них для производства используется общая платформа. То есть по технической начинке автомобили практически шведского бренда. Посмотрите на новый Geely Atlas. Это гибридный авто стоимостью 2 млн. И их не так уж много в наличии. Так что китайцы очень быстро догоняют лидеров.

О рынке подержанных авто

 — На фоне подорожания новых авто хорошо развивается рынок вторички. Здесь два основных сегмента — прямая продажа от владельца и автосалоны. Дилерская доля рынка в России — 14%, еще два года назад было 12%, так что рост налицо. На Западе его доля вообще составляет 50%.

При этом дилеры неохотно занимаются продажей старых авто. Если машине 10 лет и больше, то сегодня она едет, а завтра — нет. А законы в России строгие, поэтому даже на старую машину продавец обязан предоставить гарантию 3 недели. В течение этого срока автомобиль можно заменить. Понятно, что у древних «ласточек» высокий риск поломки. Движок, коробка — все это не застраховано от выхода из строя и на второй день после покупки.

Тем не менее, у всех крупных игроков рынка уже есть стоянки с подержанными авто. В 2011 году мы были практически пионерами в этом направлении — оформили красивую площадку, ввели определенные стандарты. Из-за дефицита новых авто работа с подержанным парком становится перспективным направлением.

О навязывании допов автосалонами

 — Сегодня практически невозможно купить новое авто без допоборудования. Это вынужденная стратегия дилеров. Не думаю, что было бы честно просто повысить цену на 100-200 тысяч, как это делают те же BMW и Mercedes. Когда есть спрос, и у тебя мало товара, нелогично продавать его задешево. Закон бизнеса.
К тому же, как правило, в качестве допов устанавливается необходимое оборудование: сигнализация, магнитола, подогрев, видеокамеры, защита и т. д. Человек получает опции, которыми будет пользоваться. Да, они дороже рынка процентов на 20, но мы даем гарантию.

Конечно, есть неприятный момент, когда покупатель видит на сайте одну цену, а в салоне — другую. Не оправдывается ожидание. К сожалению, многие дилеры сегодня работают подобным образом. Но им надо держаться на плаву, зарабатывать. Иначе придется закрываться и распускать людей. К слову, в первой половине 2021 года в России количество автодилеров уменьшилось на 28 единиц. Но не думаю, что это превратится в тенденцию, в принципе пока автосалоны чувствуют себя довольно уверенно, по крайней мере крупные.

Мы, к примеру, персонал не сокращали даже в пандемию. Наоборот — ищем другие направления, развиваемся. Правда, это связано не с продажами новых авто, а с сервисом и обслуживанием. Например, занялись сегментом автостекол, восстановительным ремонтом.

О тюменском рынке

 — На тюменском авторынке изменения, безусловно, происходят. К примеру, сменились владельцы у Nissan. Последний салон «Автограда», который был заморожен после кризиса 2008-09 годов, отошел в собственность банку, и недавно его купили ребята из Перми — «Форвард авто». Сеть торгует подержанными авто.

Наш автосалон на Федюнинского, 83 приобрела омская компания, весной следующего года там планируют открывать BMW.

Тренды

 — Один из главных трендов сегодня — электромобили. Мы видим, что сейчас этот сегмент активно осваивается производителями. Во-первых, все видят успех Tesla, во-вторых, растут продажи не только чистых «электричек», но и гибридов. С каждым годом они удваиваются и даже утраиваются. В Тюмени появляются электрозаправки. У нас их теперь две, недавно еще не было ни одной.

Как дефицит новых машин отразится на авторынке России и Тюмени

Что касается брендов, то, к примеру, Volvo прямо заявляет, что к 2030 году полностью перейдет на электромобили. Я слышал такую же концепцию от Ford, они говорят, что переведут на электричество коммерческий транспорт. В общем многие потихоньку двигаются в этом направлении.

 — Еще один тренд, если говорить в целом о развитии автомобильной отрасли, — автопилоты или ассистенты вождения. Хотя пока никто, даже Tesla, не обладают системой, которая позволяет ездить вообще без человека. Потому что были ДТП, а в этом случае возникает юридический момент: кто виноват, если человек погиб или получил серьезные травмы.

Но помощники развиваются и забирают всё больше функций водителя. Помню, в начале моей карьеры, когда я сам продавал автомобили, появились ассистенты парковки у «Форда». Для меня это было удивительно: ты подъезжаешь, и машина сама начинает парковаться задним ходом. В те времена это казалось фантастикой.

Теперь у продвинутых авто есть удержание в полосе, автопарковка, автоторможение перед препятствием — все эти технологии уже уходят в массовый сегмент и скоро будут доступны каждому. Ну и плюс мы видим, что есть такие технологические компании как «Яндекс», которые очень активно развивают системы автопилота, создали роботов, которые в Америке по кампусам доставляют еду. Также у них заключён договор с Hyundai как раз на разработку автопилотов. Я уверен, что там прорыв будет в ближайшее время, лет через пять машины будут возить нас без водителя.

Фото: Pexels

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области продлили прием заявок на участие в премии «Гордость нации»
В Тюменской области продлили прием заявок на участие в премии «Гордость нации»
Победителей регионального этапа назовут в День области.
#этно
#конкурс
#национальности
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
Роспотребнадзор продолжает проверки питьевой воды в подтопляемых районах Тюменской области
Роспотребнадзор продолжает проверки питьевой воды в подтопляемых районах Тюменской области
Пробы соответствуют нормативам.
#Роспотребнадзор
#вода
#проверка
#Тюменская область
#новости Тюмени
Тюменцев приглашают на форум уральской молодежи «УТРО», где выступит Юлия Савичева
Тюменцев приглашают на форум уральской молодежи «УТРО», где выступит Юлия Савичева
До 28 апреля принимают заявки от участников.
#форум
#молодежь
#Росмолодежь
#УТРО
#УрФО
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
Россиянам дали советы, как спланировать путешествие на электромобиле
Россиянам дали советы, как спланировать путешествие на электромобиле
С какими трудностями можно столкнуться.
#электромобиль
#путешенствия
#советы
#новости России
Жители Казанского района подают заявки на выплаты
Жители Казанского района подают заявки на выплаты
Специалисты помогают с оформлением.
#паводок
#Александр Моор
#выплаты
#Казанский район
#Тюменская область