Dipol FM | 105,6 fm

Александр Чача Иванов: После смерти спрошу у Кобейна, слушал ли он наш альбом

Ну и само событие было из ряда вон выходящим — русская панк-группа выпускает альбом в Калифорнии, и он еще оказывается кем-то востребован.

_Последний раз группа «НАИВ» приезжала в Тюмень в 2008-м. Потом, в 2009 году, ушла в творческий отпуск, из которого благополучно вышла спустя пять лет, и вот, наконец, приехала в Тюмень. «Вы будете визжать, когда они приедут вновь», — гласило одно из сообщений в группе-анонсе тюменского концерта «НАИВа» во «ВКонтакте». Что же, фанаты действительно визжали еще до концерта, вызывая команду на сцену, а мы с Александром Чачей Ивановым — одним из основателей и бессменным лидером коллектива — беседовали в гримерке о панк-роке в частности, о музыке в целом, о «НАИВе» и других проектах участников рок-группы._

— Александр, после возвращения из творческого отпуска вы говорили о том, что «сейчас тур, а потом посмотрим, стоит ли продолжать вместе». Уже определились — стоит ли?

— Да, определились. Сейчас мы работаем над новой пластинкой, у которой, правда, пока нет названия и какой-то ярко выраженной концепции. Но есть понимание, что мы можем вместе делать что-то. Очень много сейчас записываем, причем, часть идет в утиль еще на этой стадии. В общем, работаем и обещаем нашим фэнам, что пластинка выйдет. Хотя сейчас это и лишено какого бы ни было экономического смысла — за последние пять лет индустрия настолько изменилась, что выпуск пластинки — это такая дорогая визитная карточка.

— Сейчас уже можно говорить о сроках выхода нового альбома?

— Чтобы не соврать, скажу, что пластинка выйдет осенью 2015 года. К этому времени мы уже отсортируем наши мысли, идеи, и сможем записать весь материал. Кое-что кстати, мы играем на концертах — в частности, в Тюмени прозвучит несколько новых песен (беседа состоялась перед концертом группы 1 декабря. — _Прим. ред._). Но о каких-то более детальных сроках и названии альбома я сейчас бы не хотел говорить, потому что мы находимся в рабочем процессе, который к тому же постоянно прерывается концертными турами по всей России. Создание альбома в принципе непростое дело, и оно требует довольно большого количества времени, чтобы спокойно осмыслить все, что мы делаем.

— Некоторые ваши коллеги уверены, что панк-группа должна штамповать по альбому каждый год. «НАИВ» никогда не следовал этому правилу. Почему? Не любите работать в студии?

— Да нет. Я просто за то, чтобы этот процесс был максимально естественным. Ставить перед собой задачи типа «пятилетку за три года» — это не про «НАИВ». Мы создаем какой-то материал, работаем над ним, записываем, что-то принимаем, что-то отвергаем, ругаемся, спорим… И это всегда занимало довольно долгий срок. Кроме того, повторюсь, теперь нет никакого экономического смысла выпускать пластинку к определенному сроку. Теперь в альбоме остается только творческая составляющая. Мы записываем песни, а как скоро они буду обработаны и изданы — уже не важно. Нет никаких сроков, мы делаем свою работу, которая нам нравится, и никуда не спешим. Я думаю, что сейчас, наверное, даже лучше записывать альбом, чем раньше, когда над тобой стоял условный издатель с плеткой и вечно подгонял, напоминал о сроках, и так далее. Несмотря на все денежные потери. Сейчас, когда шоу-бизнес, по крайней мере пластиночный, разрушен, не остается ничего кроме твоего самовыражения. Теперь мы свободные артисты, делаем то, что можем делать, и делаем это с удовольствием. Другого критерия не стало — только наше удовольствие, понимание того, что мы делаем что-то важное и интересное для нас же. И может быть, для наших поклонников тоже (улыбается).

— Всегда было интересно, как чисто технически создается песня в группе «НАИВ». Музыка для текста пишется или текст на музыку? От кого идея исходит? Как создается аранжировка? Условно говоря, в каком процентном соотношении музыканты участвуют в творчестве группы?

— По-разному случается. Есть песни, которые написал только я, есть песни написанные другими участниками группы, и есть плоды коллективного творчества. Что касается первичности музыки и текста, то я считаю идеальным тот момент, когда и мелодия, и слова внезапно возникли в каком-то твоем полусне, и ты успел это все зафиксировать… А так, все участники коллектива в той или иной степени принимают участие в создании песен, и это вполне себе здоровый и правильный подход.

— За время творческого отпуска вы поучаствовали в нескольких сторонних проектах, в частности, создав команду «Радио Чача». Будет ли этот проект продолжен?

— Да, конечно. Скорее всего, в конце февраля мы будем играть большой московский концерт. Есть и предложения из других городов, мы их сейчас рассматриваем. Знаете, чем мне нравится «Радио Чача»? Это стилистически очень точный проект. Это панк-рок без всяких элементов масс-культуры, то, что я лично хочу сказать публике, в чистом виде. Все-таки «НАИВ» — это результат некоторого компромисса между участниками группы. В «Радио Чача» мне попроще, здесь я и пишу весь материал, и предлагаю его аранжировки. Кстати, вот только сегодня послушал нашу последнюю пластинку и подумал: «Черт возьми, да это ж круто!» Может, эта пластинка не стала суперпопулярной, но в целом «Радио Чача» — это очень интересный опыт. И я очень рад, что у меня есть возможность сосуществовать в двух ипостасях.

— Вы говорите, что «Радио Чача» — это чистый панк-рок. Получается, проект реализуется в неком узком жанре. Между тем, сейчас бытует мнение, что рок-группа не может успешно развиваться в одном жанре, да и вообще границы этих жанров весьма размыты.

— Согласен полностью. Сейчас вообще наступил своеобразный кризис жанра и чистый жанр больше вообще невозможен. К сожалению. Еще 20 лет назад это было, ты мог идентифицировать себя как панка и заниматься только панк-роком. Теперь параллельно существует абсолютно все — и панк, и хардкор, и металл, и какая-то танцевальная музыка… В этом смысле очень яркий пример — Noize MC, который, по моему мнению, стоит выше жанра и использует жанр в качестве средства самовыражения. В общем-то современность такова, что его пример — это, наверное, и есть выход. Но есть и нишевые артисты — как «Радио Чача», например. Этот коллектив заявляет: мы по панк-року. «НАИВ» в этом смысле гораздо более гибкая конструкция — мы впитываем в себя разные влияния, разные идеи, как музыкальные, так и художественные, и это делает проект более многогранным, что ли. «Радио Чача» — более линейная группа, которая живет по панк-року, по-честняку (улыбается). Не знаю, насколько это интересно публике, но мне лично — очень. И я искренне рад этим заниматься.

— Еще один проект, в котором вы принимали участие, — спектакль театра «Современник» под названием «Анархия». Насколько интересно было вам окунуться в театральную тусовку? Сложно ли было объяснить актерам, в общем-то мало знакомым с панком, основы панк-культуры и заложить какие-то азы игры на инструментах?

— Участие в этом проекте скорее именно для меня стало своеобразным мастер-классом. Потому что люди, с которыми мне пришлось работать, очень высокого уровня культуры, очень талантливые и пластичные. И Гарик Сукачев, и Дмитрий Певцов, и Миша Ефремов… Да, я был нанят на работу, и мне еще и деньги платили за это. Но я все-время думал, что это мне нужно им доплачивать за совместно проведенное время. Да, я, наверное, их тоже чему-то научил, написал какие-то песни для этого спектакля. Вообще, это был очень интересный проект, в котором высокая культура встретилась с подвальной и на каком-то уровне организовалось их взаимодействие. Хорошо или плохо получилось — не мне судить, но по моему личному ощущению получилось офигительно! Год работы над спектаклем — это какое-то невероятное впечатление, очень большой и интересный опыт, новые возможности. Понимаете, одно дело, когда ты в подвале фигачишь панк-рок, и совсем другое, когда ты сидишь рядом с Галиной Волчек и чай пьешь (смеется). Сейчас, по прошествии времени, я оглядываюсь назад и думаю, как же это было круто! Какие же мы молодцы, что ввязались в это дело!

— Кстати, спектакль до сих пор идет или его уже сняли с репертуара «Современника»?

— Знаете, сейчас такое время, что думаю, сняли. Если уж идут разговоры, что некоторые иностранные слова хотят запретить, что говорить о спектакле о панках, где со сцены звучит мат. Хотя, я сейчас в туре и не совсем владею информацией. В любом случае, надеюсь, что театр «Современник» жив-здоров, желаю всем его артистам успехов. А вообще, это очень интересная пьеса, спасибо, что вы про нее спросили. Она, конечно, нетрадиционная, не мэйнстримная, не для всех, и точно не для детей. Но для тех, кто в теме, кто интересуется панк-роком, концом 70-х годов в Британии и в Америке, — это очень интересная пьеса, важная и хорошая вещь.

— Сейчас почему-то не стало по-настоящему культовых рок-групп, таких идолов, которые бы собирали огромные стадионы по всему миру, и от которых бы весь мир истово фанател, как от Beatles, например. Причем, в поп-музыке, по моим ощущениям, та же ситуация — есть много известных артистов, но нет никого, кого бы можно было назвать безоговорочным первым номером. Пожалуй, в роке последней культовой группой была Nirvana, потом уже все. Как вы считаете, это логичное развитие истории музыки? Возможно ли возникновение в обозримом будущем суперпопулярной группы?

— Мне кажется, что в какой-то момент человечество дало музыкантом гигантский кредит. И музыка, пожалуй, была переоценена. В свое время супергруппы, а вслед за ними и обычные группы, получили очень щедрый аванс, а сейчас все постепенно приводится к какому-то балансу. Мне как музыканту это, конечно, не нравится (смеется). Сейчас на первый план выходят олигархи, торговцы. Эти люди сегодня получают влияние, симпатии общества, а музыканты постепенно скатываются в обслуживающий персонал. Мы не обязаны с этим соглашаться, но я не об этом. Я о том, что в обществе поменялся тренд, изменилось понимание того, что хорошо, а что плохо, поэтому то великое значение рок-музыки, которое было в 60−70−80 годы, ушло. Поэтому так высоко, как раньше, музыка в обозримом будущем цениться не будет. К сожалению, лично для меня. Но это суть общества, суть времени, и она не зависит от нашего к ней отношения.

— Песни теперь, с возрастом, рождаются легче? Помогают ли опыт, выросший артистический профессионализм? Или наоборот?

— Гораздо реже приходит само желание написать песню. Потому что на многие темы, о которых я хотел сказать, я уже высказался. Требуется больше времени. А вообще этот процесс зависит от вдохновения, а оно не регулируется. Я вот по молодости лет думал, что вдохновение можно вызвать алкоголем. Но нет, эта отдельная часть в тебе, которая проявляет себя тогда, когда считает нужным. Ты не можешь сказать: «Ну-ка, сволочь, проснись! Мне срочно нужен хит». Хорошая песня требует времени. Хотя мне нравится как пишет Noize — он с утра до вечера в телефоне строчит, плодовитый человек. Я не такой, мне нужно время. Так что все относительно.

— Довольно избитый вопрос, но многим интересно услышать ответ на него. Назовите три пластинки, которые вы бы взяли с собой на необитаемый остров?

— Три пластинки? Хм… Sex Pistols «Never Mind the Bollocks», Nirvava «Nevermind»… Ну и давайте что-нибудь из отечественного. Допустим, альбом «Треугольник» группы Аквариум.

— И последний вопрос. «НАИВу» уже за 25 — хороший повод подвести промежуточные итоги. Понятно, что главные победы впереди, но какое событие в истории группы вы бы назвали самым важным, самым значимым? Помимо факта создания коллектива, естественно.

— Думаю, то, что мы выпустили пластинку под названием Switch-Blade Knaife, причем на американском лейбле. Это было вскоре после нашего возникновения — группа появилась в 1988 году, во время службы в армии, а пластинка вышла в 1990. Именно это дало возможность нам стать теми, кем мы стали. Ну и само событие было из ряда вон выходящим — русская панк-группа выпускает альбом в Калифорнии, и он еще оказывается кем-то востребован. Наверное, это стало ключевым моментом в истории становления команды.

— Кстати, а правда, что Switch-Blade Knaife был в фонотеке у Курта Кобейна?

— Я слышал такую телегу, но точно не знаю. Пытался, конечно, дозвониться до Кортни Лав (улыбается). Может быть, после смерти мы спросим у старины Курта, как оно там было на самом деле. Конечно, хочется в это верить. Я бы хотел.

_Автор благодарит за помощь в организации интервью команду YES! ROCK! и лично Евгения Пальянова._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.