Dipol FM | 105,6 fm

До основанья, а затем

Архитекторы мечтают о перестройке Тюмени.

Если город растет из огорода (огороженного пространства), он неизбежно переживает кризис градостроительства. Тюмень, двигаясь к своему пятисотлетию, испытала их уже несколько, по количеству генпланов, и сейчас на наших глазах разгорается один из самых болезненных и драматичных.


Симптомов целый букет. Тихая война пешеходов с автомобилистами (вторые выигрывают: линия фронта давно уже передвинулась во дворы и на тротуары), исторической застройки с современными зданиями (поле боя знаменуется уродующими город контрастами), малоэтажных домов с многоэтажными. Жилые и досуговые места превращаются в парковочные пустыри, прямые дороги то и дело оборачиваются лабиринтом тропинок для всех участников движения, неразберихи добавляет устойчивая мода на глухие заборы и запретительные шлагбаумы.

Это лишь на взгляд обывателя. Архитекторы, как оказалось, видят гораздо больше проблем и страдают от этого глубже, потому что знают, как исправить ситуацию, но повлиять на нее не могут. Многие захотят нам возразить и вспомнить громкие стройки из последней новостной повестки. Но надо признать, что город в основном точечно реконструирует общественные здания и сооружения, а также щедро расходует силы на строительство авторазвязок, предпочитая решать градостроительные проблемы по мере их поступления, нежели взяться за стратегическое преобразование городской среды.
Наш опрос показал, что многие тюменские зодчие хотели бы стать авторами кардинальных реконструкций, создать заново целые районы Тюмени. Сотрудничество архитекторов XXI века со структурами власти могло бы полностью преобразовать лицо города. Здесь есть на что равняться.

До основанья, а затем
В свое время реконструкция Парижа ввела в мировую историю термин «османизация», увековечив имя префекта департамента Сены барона Жоржа Османа, который с одобрения Наполеона III провел перепланировку города в начале XIX века.

Средневековый Париж обрел прямые и невероятно широкие авеню и бульвары, очистился от домов, построенных на мостах через реку, «вернул» в город состоятельных горожан, которые из-за неудобств и перенаселенности стали было селиться в пригородных районах.

До основанья, а затем

Площадь Звезды приняла при бароне Османе свой окончательный вид — от нее лучами расходятся 12 проспектов, названных в честь маршалов Франции или в честь побед, одержанных французскими войсками. Появилась мода на городские прогулки.

Преобразились также вокзалы, театры, больницы и другие объекты инфраструктуры. Была построена канализация, город, который вымирал от грязи и эпидемий, стал чище и безопаснее. Османизация принесла плоды, которыми город подпитывается и по сей день.

Чем могла бы стать и кого прославить в веках концептуально перестроенная Тюмень?


До основанья, а затем
Виктор Станкевский,

советник Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, заслуженный архитектор России. Автор многих сооружений, среди которых Дом политпросвета, театр кукол, курорт Тараскуль, здание института Тюменьгражданпроект.

Виктор Дмитриевич, один из самых ярых и последовательных критиков организации городского пространства в Тюмени, видит корень зла в генплане, «самом неудачном из всех, начиная с 1766 года».

_- Последний достойный план датировался 1987 годом и действовал до 2005 года. Он остался недореализованным. Там были предусмотрены селитебные территории (основные земли населенного пункта, не требующие организации санитарно-охранных зон), которые рассчитаны на 650 000 человек населения с возможностью размещения до 700 тысяч и даже больше. В 2013 году население города не превышает эту величину (680 тысяч жителей), но уже в 2008-м площадь городских земель удваивается — для декларируемого миллионного мегаполиса. Через пять лет целесообразной посчитают величину города в 600-700 тысяч, а не в миллион. Ибо в России больше нет финансовых привилегий, которые раньше давало звание миллионника. Выходит, маниакальное домогательство членства в клубе городов-миллионников оказалось, мягко говоря, пустым и бессмысленным. А все шаги, предпринятые к реализации безответственного тезиса — в том числе и расширение территории, и построение генплана на вырост, и расчеты размещения фондов — ложными. Как обычно, публика одурачена, а город получает новую инвалидность смутного времени._

Что делать? Новый генплан. Не реанимировать действующий, корректируя, а делать новый. Своими силами.

До основанья, а затем

До основанья, а затем

Олег Бузников,

почетный архитектор России, член правления Тюменской областной общественной организации Союза архитекторов РФ. Занимал должности директора департамента градостроительной политики администрации Тюмени, советника главы Тюмени по вопросам архитектуры и градостроительства. Директор ООО «Городской институт проектирования домов». Компанией «ГИПроДом» был запроектирован ряд многоквартирных домов в Восточном и Тюменском микрорайонах, автоцентры «Ауди», «Фольксваген», административно-деловой центр на Товарном шоссе и другие объекты.

Олег Александрович без труда обозначил ситуации, в которых чиновник от градостроительства был бы заодно с архитектором. И вновь заговорил о безобразном состоянии генплана.

_- В первую очередь, нужно откорректировать или заново создать генплан. Омский институт ГРАД разработал его недетально, там отсутствуют проекты планировок, обозначены только зоны. Так город не увидишь, не почувствуешь. Не поймешь, какие объекты будут построены и как они впишутся в окружающую среду. Потом, согласно плану, мы пытаемся приспособить имеющееся к тому, что надо. Например, изменяем ширину улиц, часто за счет тротуаров, в результате ни проехать, ни пройти. Но это не отвечает требованиям текущего дня._

_В результате сегодня застройщики распоряжаются территорией по своему усмотрению, они ограничены лишь в градостроительных нормах. Им не диктуют габаритов объекта, вот и возникают строительные ляпы. Вместо шестиэтажных строят шестнадцатиэтажные дома. Или возводят уныло однообразные строения, как вышло в Тюменском микрорайоне._

_Потом, город плохо справляется с резко возросшим уровнем автомобилизации. Нужны строгие регламенты. Например, застройщиков обязали строить парковочные места и стоянки — но они пустуют, все предпочитают парковаться во дворе, сами же от этого страдают, в статусе жителей, которым негде гулять и отдыхать._

_Такие же принципиальные нормы должны действовать на стадии договора между архитектором и заказчиком. Из-за корректировок того, кто проект заказывает, от его первоначальной идеи зачастую не остается ничего. Если архитектура — это застывшая музыка, то наш город становится гимном дилетантскому подходу, жадности и безвкусию. Уют и безопасность, красота и экологичность, гармоническая вписанность в ландшафт свойственна лишь редким объектам, таким как БЦ «Петр Столыпин», ЖК «Даудель»._

Историческая часть города заслуживает отдельного внимания. Я не поддерживаю мнение «взять все и сломать». Зачастую сам принцип застройки в городе является памятником. Снесешь — и невольно превратишь горожан в Иванов, родства не помнящих. Часть памятников я бы уже сегодня предложил перевезти в резервацию, создав живой, интерактивный музей под открытым небом.

_Вот что нужно убрать, так это промышленные производства, находящиеся в зоне жилой застройки. У нас остались мелкое фармацевтическое, некоторые другие предприятия. На этом месте можно создать зеленую зону. Не думаю, чтобы хоть один местный житель был бы против. Вообще, сейчас восстановление нормального зеленого пояса в городах объявили приоритетной задачей на федеральном уровне._

_Наконец, нужно четко обозначить, создать или довести до ума имеющиеся реперные точки в городе («репер» в переводе с французского — метка. — Прим. авт.). Их просто как бы нет. Если Москву можно узнать, навскидку, по Красной площади, собору Василия Блаженного, то какие эмблемные места есть в Тюмени? Мост Влюбленных довольно вторичен, новый драмтеатр — тем более. Бывает, приметой города становится торгово-развлекательный центр, но у нас и они не слишком выразительны. Хорошая застройка сложилась вокруг «Кристалла», но сам он выглядит простовато, без изюминки. Я недавно вернулся из Сургута и лишний раз имел возможность сравнить градостроительную ситуацию, которая на порядок лучше нашей. Там есть главный архитектор, мнение которого имеет вес._

До основанья, а затем

Андрей Табанаков,

председатель правления Тюменского отделения Союза архитекторов России, руководитель «Мастерской архитектора Табанакова А. В.». Известный тюменский архитектор, автор различных общественных зданий, офисов, гостиниц, торговых центров и жилых районов, в частности ЖК «Озерные аркады», ЖК «Ожогино» и многих других.

Андрей Владимирович в качестве выхода из градостроительного кризиса предлагает в первую очередь идти к децентрализации города.

_- Город разделен минимум на три части посредством не только реки, но и железной дороги, поэтому для удобства его жителей и во избежание транспортных коллапсов нужно создавать полноценные подцентры. Речь идет не только о ТРЦ в каждом районе, ставших естественными центрами притяжения местных жителей за неимением лучшего._

_Нужно девальвировать сами понятия «спальный район», «деловой центр», «административный центр», «культурный центр»… Каждый район должен быть немного и тем, и другим, и третьим за счет появления общественно полезных заведений, начиная от административных и заканчивая досуговыми заведениями — спорткомплексами, кафе, музеями, театрами и другими местами силы. Сейчас мы видим, что все эти роли взял на себя центр: стоит сделать шаг в сторону — и окажешься в инфраструктурной «пустыне». По новому пути мог бы пойти район «Кристалла» (там еще не все земли застроены), новые районы в Зареке, но этого пока не происходит, не чувствуется градостроительной воли. Хочется привести в пример европейские города, которые создают музеи, театры и другие социально-культурные центры, не делая скидку на размер населенного пункта и количество местных жителей. От подобной децентрализации всем становится только лучше._

_Вообще создается впечатление, что мы продолжаем двигаться в русле архитектурного хаоса. Моду задает исторический центр, где старинные здания соседствуют с многоэтажками и коттеджами. Эту моду подхватили застройщики новых районов, и, например, у нас рядом с домами Ожогино, Патрушево, Комарово вполне могут возникнуть многоэтажные постройки. Ставить это рядом без какой бы то ни было буферной зоны в высшей степени неуважительно по отношению к жителям малоэтажных домов._

_В корректировке нуждаются и многие транспортные пути. Запутанные дороги, тупики, узкие проезды и нелогичные объезды характерны для каждого района города. Точечная застройка сыграла тут свою роковую роль. Рано или поздно мы придем к распрямлению и укрупнению автомагистралей, тем более что в градостроительных планах все это уже было разработано, но не реализовалось._

До основанья, а затем

Илфат Минулин,

член Союза архитекторов России. До 2010 года — председатель правления ТОО «Союз архитекторов России». Гендиректор ООО «Архитектурно-инженерная группа ИСТ». Автор крупных жилых и общественных проектов Тюмени. Один из создателей концепции Тюменской набережной.

Илфат Гумарович не стал сдерживать воображение архитектора тусклыми условностями соцзаказа. Он нарисовал футуристическую картину города, не теряя из поля зрения его исторические реалии.

_- Я начал бы с преобразования Бухарской слободы, где необходимо сохранить историческую сетку улиц деревянного города в качестве градостроительного памятника. На втором уровне, прямо над «музеем» построить современные высотки, достигающие апогея на месте ТЦ «Мангазея», где следует возвести настоящий многометровый дом-айсберг._

_В преобразовании нуждается район поселка ДОК (в простонародье «Тайвань»). Проект его обновления был представлен на градсовете: есть идея преобразить ДОК в современный жилой и образовательный центр, включающий вузы. Я бы также перестроил и район Технопарка, вдохнул бы в него жизнь. Удачно бы вписались здесь высотки в стиле делового сити._

_Пойму реки Туры нужно превратить по степени активной оживленности в а-ля Амстердам, лучшую его часть. У реки я бы хотел сделать пассажирский речпорт с причалом и стильными колесными пароходиками. Место возле Троицкого монастыря необходимо еще более усилить, выгоднее подав шедевры культовых сооружений (за разработкой идей стоит обратиться к проектной группе Владимира Силантьева и Григория Дубоноса)._

Через улицу Коммунистическая стоит разбить парк, идущий дальше вдоль речки Бабарынки, Было бы замечательно сделать зеленую зону с островками и с инфраструктурой в стиле Нью-Йоркского центрального парка (по сути, настоящего леса). Вместе с набережной это составит этакий зеленый пояс, который через каскады и сеть запруд приведет нас к базе Оловянникова и к лесопитомнику возле озера Цимлянского.

_Преобразований требуют и многие микрорайоны, довольно депрессивные по сути._

_Вообще, идей хоть отбавляй, и все довольно детально разработаны — под руководством преподавателей строительных институтов нашего города. Кстати, битву архитектурных идей можно провести прямо в следующем году, в рамках грядущего фестиваля «Золотая Архидея»._

До основанья, а затем

Александр Панфилов,

заведующий кафедрой архитектуры и дизайна ТюмГАСУ (структурного подразделения ТИУ), член Союза архитекторов России.

Александр Владимирович предлагает во имя новой градостроительной концепции нажать на паузу и приостановить активность застройщиков, чтобы разобраться, куда и зачем расти дальше.

_- Город — явление парадоксальное, как мифический кентавр, он органично сочетает в себе несочетаемые вещи. Конечно, порой хочется перепахать бульдозером безликие кварталы 1960-х, домишки и сарайчики позапрошлого века, кичливые, но убого однообразные спальные районы современности… Но потом смотришь на пример Минска, Бразилии и ряда других городов, построенных на пустом месте, и понимаешь, что это совсем не тот путь, который требуется. Лично меня вдохновляет пример города Богота с ее мэром Энрике Пеньялоса, который дает такие советы:_

- Единственный путь борьбы с пробками — это ограничение использования автомобилей. А самое банальное решение по ограничению использования автомобилей — это ограничение парковки.

- Важно не то, сколько этажей в здании, а то, что происходит с общественным пространством, когда здание касается земли.

- Мы не стали вкладывать деньги в дороги — мы решили вкладывать деньги в людей! Наши люди, наши дети и их образование — вот самое важное. Поэтому мы инвестировали в это в семь раз больше, чем в транспортную систему.

- Экономика не может создать лучший город, а вот лучший город может создать экономику.

Что же делать с Тюменью? Провести конкурс архитектурных проектов, посвященных новому виденью города на несколько десятилетий вперед. Параллельно с этим сформировать инициативную группу из архитекторов, инженеров, социологов, экономистов, урбанистов, — создать мозговой центр по развитию города, его инновационному, современному будущему. При этом ненадолго прекратить выдачу новых земель под строительство. Этот шаг даст возможность проанализировать имеющееся и создать детальные планы развития, согласованные с общей стратегией. И вот тогда уже начинать строить наш новый город, причем сначала вкладываться в опережающую инфраструктуру, именно она влечет за собой развитие города, его архитектуры, его экономики.

_В Тюмени надо развивать высокоинтеллектуальное, высокотехнологичное производство, не ориентироваться на нефть и газ. Что же тогда это будет? Микроэлектроника? Нанобионика? Может, автомобилестроение? Не знаю. Но только так мы создадим потенциал устойчивого развития города._

До основанья, а затем

Екатерина Журавлева,

архитектор, аспирант ТГИК. Выпускница УГАХА 2010 года, работала в администрации Тюмени специалистом отдела генерального плана департамента градостроительной политики. Автор книги «Каменное кольцо» издательства TATLIN из серии Archive, посвященной круглой бане в Тюмени (ул. Ленина, 3).

Екатерина видит потенциал развития города будущего в его прошлом, предлагая начать преобразования с места основания Тюмени.

_- На самом деле за примером можно даже за рубеж не обращаться, и в истории России такого хватает. Например, глобальные перестройки городов осуществлялись в XVIII—XIX вв.еках, когда по примеру Петербурга практически все крупные города получили новые регулярные планы застройки. При этом наравне с примитивными планами было много примеров высокого градостроительного искусства. К слову, планировка Тюмени в период «закона регуляторства» не претерпела особых изменений. То ли дело в послереволюционную эру, когда новая идеология диктовала создание широких проспектов, больших площадей для массовых мероприятий, стало набирать обороты многоэтажное строительство. Сегодня с городом вряд ли случатся кардинальные перемены, ведь на них нужна твердая политическая воля. Но мечтать не запретишь._

_Вообще было бы удобно разбить город на административную, деловую, культурную и другие функциональные зоны, упростив городскую логистику. Хочется пересоздать тюменскую транспортную сеть, сделав упор на пешеходное движение и общественный экотранспорт._

Есть также смысл преобразовать место основания нашего города, место, откуда он пошел. Теперь «на воду» обращены уродливые дворовые фасады и хозяйственные постройки, а река Тюменка вообще всеми забыта, хотя она предоставляет нам возможность разбить большую парковую зону на основе цепи естественных логов.

До основанья, а затем

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
За вылов рыбы сетями тобольский браконьер получил условный срок
За вылов рыбы сетями тобольский браконьер получил условный срок
Он причинил ущерб природе на 371 тысячу рублей.
#браконьер
#суд
#Тобольский район
#Иртыш
#ущерб
#приговор
Стоит ли устанавливать детскую игровую в своем заведении?
Стоит ли устанавливать детскую игровую в своем заведении?
Обсудили все вопросы с экспертом.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#новости России
#ресторан
#кафе
#общепит
#дети
Более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без искусственного интеллекта
Более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без искусственного интеллекта
При этом 39% опасаются, что их профессия будет заменена при помощи ИИ-алгоритмов.
#технологии
#ИИ
#опрос
#россияне
#новости Тюмени
В депздраве Тюменской области опровергли фейк о доставке пациента в больницу на скорой за 1500 рублей
В депздраве Тюменской области опровергли фейк о доставке пациента в больницу на скорой за 1500 рублей
Скорая помощь ни при каких обстоятельствах не берет деньги с пациентов.
#здравоохранение
#скорая помощь
#официально
#Казанский район
#Тюменская область
В Тюмень прибыл поезд Минобороны РФ "Сила в правде"
В Тюмень прибыл поезд Минобороны РФ "Сила в правде"
Музей на колесах знакомит посетителей с военной историей России, вооружением, техникой и экипировкой современных военнослужащих.
#музей
#армия
#Юнармия
#дети
#школьники