Когда-то они ездили сотнями: маленькие, разноцветные, лупоглазые и "ушастые". Потом они умудрились попасть в народный фольклор, став героями бесчисленных анекдотов. Теперь про "Запорожцы" не шутят, потому что на них никто не ездит. Ну, почти никто.
Когда-то они ездили сотнями: маленькие, разноцветные, лупоглазые и «ушастые». Потом они умудрились попасть в народный фольклор, став героями бесчисленных анекдотов. Теперь про «Запорожцы» не шутят, потому что на них никто не ездит. Ну, почти никто. Безнадежно потешный, советский автомобиль особо малого класса «Запорожец» на самом деле не так уж и стар. Последние ЗАЗ-968М сошли с конвейера уже после распада СССР, в 1994 году. За двадцать с лишним лет производства модель постепенно преобразилась: те самые «уши» воздухозаборников сменили обычные решетки-жалюзи, круглые фонари уступили место прямоугольным, а хромированные бампера — пластмассовым. Неизменными остались ставшее нарицательным имя, расположенный сзади движок с воздушным охлаждением и характерный облик, наивность которого лучше всего читалась в круглых глазах-фарах. Объект извечных насмешек, «Запорожец» был-таки очень стильной машиной. Люди, которые это понимают, есть и сейчас. Их немного — меньше даже, чем доживших до наших дней «запоров». Руслан Хусаинов относится к тому типу людей, которые с детства привыкли быть с техникой на «ты». «Страсть к автомобилям мне привил в юном возрасте отец. Моей первой машиной стал ГАЗ-69. Я взрослел, и постепенно захотелось чего-то еще. И тут совершенно случайно подвернулся старенький „Запорожец“ без документов. Выезжать на нем куда-то не представлялось возможным как раз по причине отсутствия бумаг, однако именно с него все и началось. Продав его, я вновь купил ЗАЗ. С помощью брата и друзей стал пытаться довести до ума это чудо техники. Что-то сразу получалось удачно, что-то не получалось совсем. Наверно, в этот момент я вошел в азарт с этими бесконечными экспериментами над детищем Запорожского завода. Продавал „запорожцы“, снова покупал, копался в них, вновь продавал… В итоге, самым удачным, на мой взгляд, получился лишь „запорожец“ с порядковым номером пять. Желтый ЗАЗ-968М я нашел по объявлению. Обычный автомобиль с родным двигателем объемом 1,1 литра и мощностью 40 лошадиных сил. Годы эксплуатации не прошли для него бесследно, отразившись преимущественно на кузове. Соль и не совсем удачные условия хранения машины сделали свое дело, поэтому повозиться пришлось немало. Первым делом предстояло убрать вмятины и избавиться от ржавчины. Сквозных дыр в „жестянке“ оказалось две: в нижней части заднего крыла и прямо под водительской дверью. Однако ничего сложного для меня в этом не было: пробоины заварил, вмятины „вывел“ шпатлевкой. После этого с помощью друзей загрунтовал весь кузов: настал черед покраски. Я выбрал черную акриловую краску без всяких примесей. Выбор этот объясняется довольно легко. Во-первых, вкупе с темной тонировкой стекол черный цвет буквально преобразил простенький кузов „жужика“, а во-вторых, эта краска очень легко сохнет: спустя 12 часов после того, как кузов из пятнистого желтого превратился в брутальный черный, я смог поставить на место бампера и оптику. Далее пошла работа с двигателем. Родные 40 „лошадей“, конечно, никуда не годились, и я решил заменить заводской „движок“ на „классический“. Двигатель от ВАЗ-2106 объемом в 1,6 литра и мощностью 78 лошадиных сил меня устраивал куда больше. Но тут возникли проблемы. Дело в том, что не было четкого понимания относительно того, как это будет выглядеть на практике. К счастью, помог интернет. Облазив множество сайтов, я нашел выход из положения. Чтобы исправить ситуацию, нужно было лишь заказать в Москве переходную плиту, так как у нас в городе их в наличии не оказалось. Эта деталь, как понятно из названия, позволяет соединить между собой двигатель и коробку передач с абсолютно разными креплениями и служит своеобразным переходником. Через две недели заказанная плита была у меня в руках, и в этот же день мой „Запорожец“ обрел новое „сердце“. Больше всего пришлось помучаться с охлаждением. Несмотря на то, что двигатель встал как родной, рабочая температура колебалась на отметке 100−120 градусов. Я не предусмотрел того, что будет очень сильно нагреваться коллектор. Была испробована масса вариантов; в конце концов, пришлось переварить всю выхлопную систему: если раньше колено выхода шло прямиком под машину, то теперь мы вывели его наружу и снабдили для пущей красы „ремусом“. После недели экспериментов задачу в конце концов удалось решить. Мы усилили задний фартук, установив туда радиатор. Затем установили над двигателем крыльчатку, сделали в капоте небольшой вырез, прикрыв его предварительно окрашенной в черный цвет сеткой. Польза получилась и эстетическая и практическая: через вытяжку в радиатор поступает холодный воздух, а наверх выходит горячий; в результате получается оптимальный температурный режим. К слову, с двигателем пришлось повозиться еще. Вдобавок к проведенным работам, мы решили усилить его сваренными между собой уголками и поставить на подушки. Этим мы с ребятами смогли добиться уменьшения „хождения“ двигателя и снизили вибрацию. Сказалось это и на ускорении. Я решил оставить на ЗАЗе родную подвеску, лишь немного её доработав. С передних стоек полностью убрал пружины, благодаря чему автомобиль стал легче входить в повороты и более уверенно вести себя на скорости свыше 100 км/ч. Задние пружины также обрезал на два витка. В результате этих манипуляций машина стала немного ниже и устойчивей. Ну, и без музыки не обошлось, конечно же. Особо мудрить не стал и поставил в „Запорожец“ магнитолу Sony и колонки Pioneer, сзади на сиденьях расположился усилитель, получилось в принципе неплохо. Сейчас думаю о том, чтобы заняться салоном. Скорее всего, полностью его перешью и поменяю сиденья, а вместо заднего ряда установлю подиум с музыкой. Не мешало бы добавить мощности двигателю: кто знает, вдруг у меня будет самый скоростной „Запорожец“?..» Вряд ли этот скромный ЗАЗ-968М ожидал таких кардинальных перемен в своей судьбе. Скорей всего, он тихо мечтал встретить с хозяином старость и мирно уйти на покой. Но судьба распорядилась по-своему, и теперь бывший скромняга песочного цвета отражает взгляды своими начищенными боками и демонстрирует вовсе не стариковскую удаль. Что ж, как говорится «седина в бороду…».