Dipol FM | 105,6 fm

Герой известного фильма «Джентльмены удачи» Василий Алибабаевич, помнится, получил свой срок за безобидную операцию — разбавлял на бензоколонке топливо ослиной мочой. Не бог весть какой способ получения дополнительной прибыли, но то, что полученная жидкость была далека от современного биотоплива, факт. Впрочем, последователи Василия Алибабаевича до сих пор живы и занимаются фальсификацией топлива, не особо заботясь о том, что за это можно попасть в места не столь отдаленные. В подтверждение — история одного знакомого.

По понятным причинам ни настоящего имени, ни названия структуры, в которой работал мой знакомый, называть не буду. Тем более, что и предприятия этого уже не существует. В противостоянии с одной из нефтяных компаний оно вынуждено было отдать свои АЗС сетевику. А лишившись сбытовой сети, нерентабельным стал и бизнес по изготовлению некачественного высокооктанового бензина. Но не исключено, что в Тюмени до сих пор остаются такие предприятия, которые, не гнушаясь подделки, продают некачественное топливо.
Поскольку законы жанра требуют как-то обозначить собеседника, назовем его Василием.

Легким движением 92-й превращается в 95-й

Рецепт получения фальсифицированного АИ-95 достаточно простой. Берем 10 куб. м бензина АИ-92, добавляем в него 10 куб. м изопентана. Тем самым объем топлива увеличивается в два раза. И еще добавляем 10 куб. м нефраса. Изопентан — легкая фракция, высокооктановая добавка к бензину. При нормальном обращении с изопентаном, скажем, при добавлении его в бензин, ничего плохого не происходит.
— Во-первых, получается экономия, поскольку изопентан дешевле бензина, а во-вторых, несколько улучшаются качества топлива, — говорит Василий. — Если изопентан использовать разумно, то это только благо для водителя и автомобиля. Но мы использовали его неразумно. И то хочу заметить, что мы не превращали бензин в какую-то дрянь, которая губит природу и машину. Это был тот же самый бензин, только плохой. Некоторые машины он, конечно, губил. Но находились люди на нашей работе, которые заправляли свои автомобили этой жидкостью, ездили и не жаловались на качество. Для наших «Жигулей» вполне нормальная смесь, а вот для иномарок…
Нефрас — нефтяной растворитель. Это вполне легальный продукт от вторичной переработки нефти. Первичный — абсорбент, и как отход он очень дешевый. Этот абсорбент перегоняем и получаем нефтяной растворитель. Нефрас — вполне легальный продукт, по сути — это промышленный бензин. Он используется для изготовления лаков, клеев, для протирки различного оборудования автомобилей. Нефрас — тяжелая фракция. Она компенсирует изопентан. Тем самым нагоняем октановое число полученной смеси до 95. Потом ингредиенты смешиваем в цистерне с помощью бензовоза. У бензовоза два шланга — один сливной, другой — заливной. Снизу к цистерне подцепляется заливной шланг, сверху в открытую цистерну — сливной. И запускаем мотор на бензовозе. Он работает как миксер, гоняя жидкость через цистерну.

— Необязательно смешивать по 10 куб. м. Если позволяет емкость, можно смешивать и по 30 куб. м. Через несколько часов смесь 95-го бензина готова, — вспоминает Василий. — Мы сильно не заморачивались, сколько часов гонять. Полученный продукт реализовывали через собственные АЗС. В принципе, на таком топливе ездить можно. Конечно, мы не очищали полученный бензин от бытовых примесей — осадков, ржавчины. Но это есть на любой АЗС, независимо от качества бензина. На любой заправке бензин хранится в подземной емкости, а она же нестерильная. Если ты приезжаешь заправиться нормальным бензином, а тебе слили последние 40 литров, то он будет не лучшего качества. Потому что на дне емкостей оседает всякая грязь. С этим ничего не поделаешь.
Насколько дешевле получалась жидкость 95-го? Начнем с того, что сам Аи-92 дешевле 95-го: «В промышленных масштабах, когда перед тобой стоит шестнадцать цистерн с Аи-92 — сиди, считай и умиляйся выгоде. Если бы это не приносило ощутимую выгоду, никто этим бы не занимался. Тем более, что это незаконно. Нефрас и изопентан тоже значительно дешевле 92-го бензина. А если сделать из них 95-й? Думаю, 100% прибыли легко получить. У нас было несколько участков промышленной базы. На одном в тупике отстаивались цистерны, на другом абсорбент перегоняли в нефрас, — продолжает Василий. — Нефтяной растворитель отличается характерным запахом. И этот запах отпугивал клиентов. Потому что все 30 куб. м полученного 95-го издавали запах, как чистые 10 куб. м нефраса. Качество топлива подтверждали очень просто. Для получения сертификата предоставляли на пробы в лабораторию обычный 95-й бензин. Но весь бизнес закончился, когда конкуренты начали вытеснять с заправок.
**
Мнение эксперта**
Свое мнение, касательно фальсификации топлива, высказал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологической химии нефти и газа, заслуженный деятель науки Р Ф Ромен Зеликович Магарил:

— Что касается фальсификации бензина, приведу такой факт: по данным 2006 года 49,7% от всего объема произведенного в стране автомобильного топлива составлял бензин марки АИ-80. Но часто ли на бензоколонках заправляются таким бензином? А в Тюменской области еще недавно положение с качеством топлива было много хуже, чем в других регионах. На нефтепромыслах скапливалось очень много так называемого газового бензина. Для нефтяников это несущественный объем. А предприимчивые люди вывозили его на бензоколонки и реализовывали по цене раза в два меньшей стоимости обычного бензина. Реализаторы смешивали такой бензин с октановым числом 60−68 с заводским 92-м. Но дело еще и в следующем. В современных импортных автомобилях предусмотрена возможность саморегулирования топливной системы, исходя из октанового числа залитого в бак топлива: октановое число снизилось — автоматически уменьшается степень сжатия, и детонации автолюбитель не наблюдает. Таким образом, можно ездить на бензине с низким октановым числом и не замечать последствий долгое время. Первым же признаком того, что залит некачественный бензин, является увеличение расхода топлива.
Кроме того, в России до сих пор применяются добавки к топливу, которые запрещены в других странах. Например, метанол как компонент бензина коррозирует детали из цветного метала. И хотя у нас метанол запрещен по новому техническому регламенту, тем не менее, его до сих пор широко применяют. Еще одно вещество с антидетонационными свойствами — ферроцен. В 1920-х годах в Германии автомобильный парк был в значительной степени выведен из строя благодаря применению железа в качестве антидетонатора. А железо не выводится из двигателя, окислы металла, остающиеся внутри, абразивны. В результате быстро изнашиваются цилиндры и поршни. У нас применяют ферроцен.
Есть еще одна добавка на основе марганца. Разработана была в Канаде. За границей ее уже запретили. Во-первых, марганец ядовит сам по себе, во-вторых, окислы марганца оседают на свечах зажигания, и они быстро выходят из строя. Вроде бы, и в России запретили использование добавок на основе марганца, но не исключаю, что до сих пор применяют.
**
P. S. **Кстати, в Тюменском государственном нефтегазовом университете разработана уникальная присадка к топливу. Она прошла многочисленные испытания и сертифицирована. Основные свойства присадки: на 95% устраняет выброс сильнейшего канцерогена — бензоальфаперина, улучшает распыление смесеобразования и убирает нагар в двигателе. А в результате образования нагара требования двигателя к октановому числу повышаются до десяти пунктов. То есть, по паспорту автомобиль должен потреблять 95-й бензин, а с этой присадкой в микроколичествах (9 г на тонну топлива) может ездить на топливе с октановым числом 85. Присадка на 15−20% снижает потери бензина при транспортировке в цистернах, за счет снижения упругости паров и образования защитной пленки. В результате использования присадки на 10% снижается расход топлива, на 25% - выброс окислов азота.
К сожалению, разработчики присадки не нашли в России понимания, хотя многие пытались на этом заработать. Теперь промышленное производство уникальной присадки тюменских ученых будет налажено в Азербайджане, где нашелся инвестор.
**
Буква закона**
Выслушав наших экспертов, стало жутковато. Мы по-иному взглянули на сетевиков. А может, и к лучшему, что теперь на рынке не так много компаний, занимающихся продажей горючего?! Во-первых, они заинтересованы в сохранении «своего лица» (бренда), во-вторых вряд ли будут затевать аферу в таком промышленном масштабе, в-третьих, с этого года, согласно новому техническому регламенту ответственность за качество реализованного топлива несет в том числе и АЗС.
За комментариями об ответственности, возложенной на АЗС, мы обратились к Антону Машукову, председателю общества защиты прав потребителей «Северный стандарт»:
— За фальсификацию топлива предусмотрена административная ответственность: штраф может составлять от 20 до 30 тыс. рублей. Планировалось ввести и уголовную ответственность, но законодатели так и не приняли соответствующих законов. Поэтому у нас наиболее распространена гражданско-правовая ответственность. Если вы заправились некачественным топливом, и ваша машина сломалась, можно смело обращаться в суд и требовать в судебном порядке с виновного компенсации за ремонт машины. Однако доказать, что топливо действительно было некачественным, очень сложно. Для этого надо иметь на руках кассовый чек за ту заправку, которая стала последней для машины, желательно иметь свидетелей того, что вы заправлялись на данной бензоколонке и результаты экспертизы, доказывающей, что топливо действительно было некачественным. Поскольку конечный продавец топлива — конкретная автозаправочная станция, то требования о возмещении ущерба можно предъявлять и к продавцу топлива, и к производителю. То есть норма нового технического регламента на производство топлива, согласно которой продавцы, то есть АЗС, несут равную ответственность с производителями за некачественный бензин, не открыла Америки. Согласно российскому законодательству продавец также отвечает за качество продукции, как и производитель. Эта норма действовала и раньше, до выхода техрегламента.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Соревнования прошли в Казани.
#карате
#спорт
#соревнования
#медали
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
Оперативные данные на вечер 17 апреля.
#паводок
#эвакуация
#реки
#Ишим
#Тобол
#Иртыш
#Тура
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
Устроивший ДТП выплатил компенсацию морального вреда.
#прокуратура
#суд
#ДТП
#пострадавший
#подросток
#Тюмень
#новости Тюмени
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
Здесь ожидается подтопление.
#эвакуация
#паводок
#Упоровский район
#Тюменская область
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
Ему грозит до пяти лет тюрьмы.
#МВД
#уголовное дело
#кража
#бабушки
#внуки
#Тюмень
#новости Тюмени