На двухкилометровом участке Тобольского тракта за час 4 000 автомобилей сжигают 2652 литра бензина. До "зеленой волны" сжигали около 5000 литров.
Автоматизированная система управления дорожным движением на улицах Тюмени уже экономит бензин автомобилистов. Заместитель начальника отдела мониторинга, профилактики и разработки режимов дорожных светофорных объектов МКУ «Тюменьгортранс» Екатерина Добровольская наглядно показала, как с помощью новых технологий можно посчитать, сколько бензина сгорает на том или ином участке дороге. Напомним, что АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением) 5 февраля была представлена главе администрации Тюмени [Александру Моору](/thesaurus/70 963).
За час по Тобольскому тракту проезжает 4000 машин
В качестве примера мы выбрали Тобольский тракт. На нем в черте города действует «зеленая волна», когда при движении в одном направлении автомобилисту на каждом перекрестке горит зеленый сигнал светофора. Наиболее вероятны шансы оседлать «волну» не в часы пик и выходные дни. По словам Екатерины Добровольской, на девяти перекрестках стоят видеодетекторы, которые считают машины, проезжающие по всем полосам в обоих направлениях, и дают им оптимальные интервалы горения зеленого сигнала. Так вот, за час по этой дороге проезжает около 4000 автомобилей — за это время они сжигают 2652 литра бензина. Это если программа АСУДД задает оптимальный режим движения. Если же вернуть все, как было раньше, общий расход топлива повысится до 5 тысяч литров. Так что экологический и экономический эффект налицо.
Резервы по повышению пропускной способности магистральных улиц в Тюмени есть, но они невелики. «Я регулярно слежу за уровнем транспортной загрузки на основных перекрестках, если этот уровень более 90 процентов, однозначно здесь будут пробки, — отметила Екатерина Добровольская. — Впрочем, это далеко не самый высокий процент. На перекрестках Пермякова — Широтная, Мориса Тореза — Герцена в утренние часы пик уровень загрузки доходит до 200 процентов. На перекрестке 30 лет Победы — Ткацкий — „Книжная база“ автомобильный поток „зашкаливает“ до 150 процентов».
Пробка на Мориса Тореза растягивается до Пархоменко
На таких перекрестках, как Герцена — Мориса Тореза, нам никак не избежать пробок, потому что большие потоки движутся в разных направлениях. Умные светофоры с видеокамерами и диспетчеры АСУДД помогают более рационально распределить нагрузку, выстроить время горения зеленого сигнала — нет смысла держать поток, если в конфликтном направлении все машины уже проехали. Таким образом можно повысить пропускную способность магистралей до 15 процентов. Ежедневно с 7 утра в «Тюменьгортрансе» на Республики, 200, куда стекается вся информация с видеокамер, заступает на дежурство транспортный инженер. Он регулирует потоки в ручном режиме, увеличивая или укорачивая интервал горения зеленого сигнала светофора по самому максимально загруженному направлению — по улице Мориса Тореза от Червишевского тракта в сторону улицы Республики и Профсоюзной. Здесь в часы пик пробка растягивается от улицы Республики вплоть до Пархоменко — это больше двух километров. При этом не нужно забывать, что по улице Республики тоже движется достаточно большой поток машин. Детекторы и видеокамеры на магистралях как раз и позволяют оценивать ситуацию в реальном времени.
«Мы анализировали интенсивность движения по всем мостам и путепроводам в сторону центра города, везде пробки от 1,5 до 2,5 км, — пояснила „Вслух.ру“ Екатерина Добровольская. — Неважно, откуда вы едете, с Широтной или из Заречной части города, вы все равно простоите определённое время перед ключевыми перекрестками. Детекторы транспорта на перекрестках помогают накопить статистический материал, который показывает нам, как меняется транспортная нагрузка в течение дня. В новогодние праздники смотреть на дороги было одно удовольствие! В морозы, кстати, интенсивность движения из спальных микрорайонов в сторону центра города хоть и была ниже, но не так, как могло показаться на первый взгляд».
По словам специалиста «Тюменьгортранса», интенсивность движения в Тюмени зависит от школьных каникул. Как начинаются каникулы, интенсивность движения сразу снижается на 10−15 процентов. Это особенно заметно при движении из спальных микрорайонов.
Хотите знать, сколько машин проезжает утром через перекресток Профсоюзная — Эрьве (у ТЦ «Зеленый берег») со стороны Заречных микрорайонов?
По улице Алебашевской и далее по Профсоюзной за час по каждой полосе проезжает 1200 автомобилей. По трем полосам — 3200. Плюс около 2000 поворачивает на Профсоюзную с улицы Эрьве. Итого более 5000 машин. Весь этот поток устремляется к перекрестку с улицей 50 лет Октября. Со стороны Осипенко в час проезжает 2000 машин, по улице 50 лет Октября во встречном направлении в час проезжает около 2500 тысяч. Максимальная нагрузка в утренние часы на магистралях наблюдается с 7.30 до 9.30.
Пробки из-за «попок»
Можно нашпиговать весь город видеокамерами, детекторами и опутать его проводами, но мы не избавимся от пробок, пока не искореним хамство на дорогах. «Сидя за монитором, мы нередко видим, как автомобилисты ведут себя на дорогах, — отметила Добровольская. — Если водителю нужно перестроиться в другой ряд, он перестраивается в этот ряд без зазрения совести. При этом ему не важно, сколько он остановит позади себя машин, — 20, 30, 50 или 100. Хочу в этот ряд, и все! Причем начинают перестраиваться перед светофорами. Таких случаев очень много, и особенно в центре города. То же самое с парковками. Многим все равно, как они паркуются, на каком расстоянии от проезжей части? Завернули в парковочный карман, а «зад» остался на проезжей части. Другим водителям, чтобы проехать мимо, нужно маневрировать, выезжать в соседний ряд, останавливая поток, а крайнюю полосу в это время можно вычеркнуть. Ее просто нет. Яркий пример — парковка по улице Республики перед перекрестком с Первомайской. Вроде бы мелочь, а мы теряем до 30 процентов пропускной способности из-за чьей-то «попки».
_Справка:_
_Из 35 светофорных объектов, расположенных по маршруту Червишевский тракт — Мориса Тореза — Профсоюзная — Дружбы — Тобольский тракт в Тюмени девять оборудованы системой автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения АПК «Автоураган». На светофорных объектах также установлены 87 детектирующих и обзорных видеокамер, 15 аппаратно-програмных комплексов «Автоураган». Центр управления движением в МКУ «Тюменьгортранс» оборудован шестью автоматизированными рабочими местами диспетчера и видеостеной на 18 мониторов для наблюдения за дорожной обстановкой. Видеозаписи с камер хранятся в течение семи дней. Запись того или иного ДТП могут выдать только по запросу ГИБДД._