Dipol FM | 105,6 fm

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

В честь 85-летия госавтоинспекции на улице Кирова выстроились машины советских времен.

Аккуратно припаркованные вдоль обочины автомобили, десяток сотрудников ГИБДД, с любопытством глазеющие на происходящее зеваки — очередной рейд полиции по тонировке или пьяным водителям? Да вроде нет: инспекторы никого не тормозят, права не забирают. Да и выстроенные автомобили совсем не похожи на нарушителей: вместо привычных «Тойот», «Хенде», «Мерседесов» и других современных машин на улице Кирова припаркованы ретро-автомобили. Чистенькие, отполированные и тщательно восстановленные любящими владельцами. Они и стали главным символом события — в Тюмени стартовал ряд мероприятий, посвященный 85-летию Госавтоинспекции.

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

Официально днем рождения ГАИ считается 3 июля, в этот день в 1936 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил постановление № 1182: «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами нового органа стали практически те же, что и в современном ГИБДД: борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов. 85 лет — возраст солидный, в Тюмени пройдет ряд мероприятий, в том числе и торжественное награждение ветеранов службы 2 июля. А сегодня — выставка.

Для меня, рожденного в восьмидесятых, ретроспективность выставки частично показалась условной. Ну как можно относить к ретро-стилю «ушастый» запорожец или двадцать четвертую «Волгу», на которой дядька возил нас на дачу. На «копейке» я и сам один раз успел прокатиться за рулем. Да и красавица «Волга» ГАЗ-21 с широким диваном вместо передних сидений встречается не столь редко. Правда, есть тут и настоящие шедевры.

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

 — Осторожнее, не попади под колеса, — потянул меня за локоть молодой инспектор ГИБДД. И вовремя: увлекшись разглядыванием ветеранов отечественного автопрома, я едва не прозевал подкравшийся сзади еще один экспонат: отреставрированный ГАЗ-69, легендарный «Козлик», выпускавшийся с 1953 по 1973 годы. Выглядел советский внедорожник престижно: отполированный, с новенькой зеленой краской на бортах, двигатель работает ровно и тихо. Сразу видно, что в машину вложено немало сил, денег и времени. Это подтвердил и Игорь, владелец «Газика»:

 — Автомобиль стоял раньше у соседа на даче. Не знаю, откуда достался, но машину потрепало крепко: был весь поломанный, сгоревший. Пока сосед был жив, я не пытался завладеть автомобилем, а после его смерти просто выкупил. Не очень дорого, все-таки состояние было ужасное. И вот фактически с нуля собрал, восстановил. Сейчас с удовольствием участвую в парадах, выставках. Куда пригласят, в общем, — признается Игорь, похлопывая по крылу обретшего новую жизнь друга.

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

Ближе к Республики стоят два поколения мотоциклов: раскрашенный желтым старичок «Урал», символ госавтоинспекции былых лет, и два новеньких BMW — мощные двухколесные красавцы, способные решать современные задачи. Конечно, старичку тягаться с молодым мотопоколением уже невозможно, однако от него это и не требуется. Достаточно, что приехал на выставку он своим ходом. Своим же ходом уедет обратно, на стоянку возле Управления ГИБДД по Тюменской области. Туда же уедет и старичок «Москвич-401», он носит еще более древнюю ливрею: как раз тридцатых годов, когда в ходу был синий цвет автомобилей ГАИ, а не желтый, как в среднем и позднем Союзе.

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

Вообще, все присутствующие машины добираются на выставку сами. Это и неудивительно, ведь у каждой есть свой любящий владелец, который не просто сохранил своего питомца в идеальном состоянии, но к этому состоянию его и привел. Например, роскошная «Эмка» — ГАЗ М-1 — чье производство было прекращено еще в 1942 году, выглядит так, будто только что вышла с конвейера. Владелец Евгений рассказал историю этого уникального автомобиля:

 — Купил машинку примерно в 2014 году у тюменской семьи, они владели ей с 1947 года. После покупки поставил на учет, провел экспертизу — необходимо было сверить все номера кузова, двигателя, а состояние, сам понимаешь, было не очень. Выкупил «Эмку» за не очень большие деньги, мы дружили семьями с прошлыми владельцами. Купил при условии, что восстановлю и подарю машине новую жизнь. В итоге я даже бабушку, бывшую хозяйку, катал по городу на ней. От родного здесь осталось немного: крыша, немного железа от кузова. Главная проблема — таких машин фактически нет, а в Тюмени, наверное, не осталось и вовсе. Поэтому покупать детали очень затруднительно. Почти все собирали и вытачивали самостоятельно. На реставрацию ушло три года. В итоге вот она, красотка.

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

Евгений признается, что особо на ней не ездит, только на выставки да на парады, и если попросят друзья. Окружающие реагирую импульсивно: фотографируют, машут руками, а стоит припарковаться, то и облепляют со всех сторон. Главный недостаток людского любопытства — неаккуратность. Однажды на параде в честь Великой Победы бабушка привела маленького внука сфотографироваться, поставила его на крыло возле фары, а он после фотосессии скатился по крылу на ногах. Естественно, остались царапины. Впрочем, Евгений относится к этому философски: что ж теперь, в гараже что ли такую красоту держать?

Смахнув вековую пыль: в центр Тюмени съехались ретро-автомобили

Все владельцы ретро-автомобилей охотно принимают предложения поучаствовать в различных мероприятиях. К счастью, все они приятные и отзывчивые люди, иначе и выставок никаких не было бы. Все-таки полюбоваться легендами советского автопрома и лично прикоснуться к ним, посидеть за рулем, провести рукой по старинному капоту — дорогого стоит.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!