Всего от 1 до 5% клиентов заказывают туры самостоятельно на сайтах туроператоров, остальные пытаются подобрать себе путевки через Интернет, а потом идут в турагентства.
Online-бронирование пока не развито в России, но за ним — будущее. К такому выводу пришли участники круглого стола «Горящая путевка в бизнес: пути развития туристической отрасли в Тюмени», который состоялся вчера в тюменском технопарке. По словам замдиректора турфирмы «Навигатор» Елены Романюк, всего от 1 до 5% клиентов заказывают туры самостоятельно на сайтах туроператоров, остальные пытаются подобрать себе путевки через Интернет, а потом идут в турагентства. Тогда как в Европе online-бронирование туристических услуг составляет 40% от общего числа продаж путевок, в Скандинавии — 60%. Как пояснила Романюк, за границей это происходит следующим образом: человек хочет купить билет в определенный город, ему тут же на сайте предлагают заказать номер в гостинице, приобрести различные экскурсии. Такие примеры начинают появляться и у нас: как поделился с коллегами гендиректор Центра авиационных услуг Алексей Яготинцев, эта компания уже заключила договор с Отелем «Тюмень» и теперь предлагает интернет-пользователям заранее забронировать места в гостинице. Компания занимается online-бронированием билетов на рейсы SkyExpress и S7. Елена Романюк считает, что развитие online-бронирования в России тормозит то, что многие клиенты все-таки боятся сделать неправильный выбор, кто-то опасается доверять данные своих банковских карт интернет-порталам… «Кроме того, сегодня не все туроператоры открывают online-продажи для клиентов, потому что не хотят потерять турагентов», — констатирует она. Начальник управления нерегулярных перевозок авиакомпании UTair Денис Шкабара согласен, что при самостоятельном заказе гостиницы за границей или экскурсий приходится брать на себя достаточно высокие риски. Директор по связям с общественностью гостиницы «Славянская» (Тобольск) Эльмира Туканова добавила, что при самостоятельном online-бронировании встают вопросы безопасности. Она напомнила ситуацию, когда российские школьники застряли в Москве. Замдиректора филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Тюмени Светлана Новикова высказала личное мнение: она бы не стала крупные суммы за отпуск доверять непонятно кому в Интернете. «В Интернете все красиво», — говорит она. Вопрос в качестве оказания услуг. Другое дело — заказ авиабилетов по Интернету: большинство участников согласились, что это просто и удобно. Шкабара рассказал, что, несмотря на удобство, по Интернету билеты заказывают немного людей, в основном в возрасте до 35−40 лет, которые свободно ориентируются в сети. Для авиакомпании выгода заключается в сокращении трансакционных издержек. Что касается цены самостоятельного бронирования гостиницы, «экскурсионки», то представители турфирм сошлись во мнении, что клиент ненамного выигрывает в стоимости. Эльмира Туканова считает, если бронировать отдельно гостиницу, авиаперелет, это, наоборот, приведет к удорожанию итоговой стоимости путевки. Директор турагентства «Одиссея» Татьяна Денисенко привела в пример случай, когда клиент решил найти и забронировать все сам, в итоге у него получилось на 150 долларов дороже, чем это сделала бы фирма. По ее мнению, такие вопросы надо доверять профессионалам. Директор турагентства «Твог-экспресс» Геннадий Черняев подтвердил, что авиабилеты через туроператора обходятся дешевле, ведь тот покупает определенное количество мест и получает скидки. А вот стоимость турпутевки зависит от квалификации менеджера, заказывающего билет. Менеджер с длительным опытом работы на рынке обязательно найдет дешевле, уверен Черняев, поэтому особого смысла в самостоятельном online-бронировании гостиницы, авиабилета, экскурсий он не видит. Несмотря на все недостатки, участники круглого стола уверены, что за интернет-продажами будущее. По мнению Дениса Шкабары, они наберут обороты лет через 5−6. Светлана Новикова же уверена, что это произойдет через 1−2 года. Елена Романюк согласна: от новых технологий никуда не деться, по прогнозам интернет-продажи будут прирастать на 30% ежегодно. Напомним, круглый стол был организован «Тюменским Бизнес-журналом» и «Вслух.ру».