Dipol FM | 105,6 fm

Королева шиномонтажки, или Чисто мужская работа

Корреспондент "Вслух.ру" поработала на СТО.

_Из года в год «нелетная» погода застает автовладельцев врасплох. Эта зима, внезапно наступившая в середине октября, не стала исключением. Как следствие — брошенные в сугробах машины, аварии и, конечно же, очереди в шиномонтажки. Мне повезло: я успела переобуться до снегопадов. Причем сделала это самостоятельно под бдительным присмотром профессионалов сети магазинов по продаже шин и оказанию услуг по шиномонтажу «Шинтоп». Теперь я понимаю, почему это чисто мужская работа._

Теплый комбинезон, выданный мне шиномонтажником со стажем, а ныне коммерческим директором Кириллом Турбиным, оказался как раз впору, и я с энтузиазмом принялась за работу. Надо сказать, что мое представление о физической подготовке будущих коллег было несколько ошибочным. Эти 20-летние парни вовсе не качки. «Физическая сила — не самое главное, — отмечает Кирилл. — Важнее быстро схватывать и делать все качественно, уметь работать руками». Ну что ж, будем схватывать!

Первое, что предстояло сделать, — приподнять автомобиль. Делается это достаточно просто, с помощью специального подъемника, который рассчитан на автомобили весом до трех тонн, то есть от легковушки до джипа. Все, что требуется, — повернуть ручку подъёмника, и машина готова к работе.

Теперь можно смело откручивать колеса. Чтобы провернуть эту нехитрую операцию, используется специальный пистолет, именуемый пневмогайковертом. Посмотрев, как это делает мой наставник Кирилл, я приступаю. Орудие к бою! Неприятный звук и ощутимые вибрации, наверное, так же перфоратором вскрывают асфальт, и гайки одна за другой поддаются.

_Средний срок эксплуатации резины, в зависимости от интенсивности езды, от двух до пяти лет. Высота протектора новых шин 10−12 миллиметров, при износе 50% зимние шины теряют свои свойства и ездить на них становится небезопасно._

Все четыре колеса откручены, и мы довольно быстро переходим к следующему этапу. График работы шиномонтажки плотный, разглагольствовать не приходится. Прежде чем начать бортовать колеса, их следует помыть. Делается это не вручную, а в специальной машине, достаточно установить необходимое время: 20, 40, 60 секунд, в зависимости от загрязнения. Специальные гранулы удаляет засохшую грязь и мелкие камушки. Эта же машина слегка обсушивает колесо.

«Техническая мойка позволяет отбить грязь, чтобы колеса было проще отбалансировать», — сквозь шум мойки рассказывает мне Кирилл.

Следующее колесо я уже загружаю сама. Весит оно около 14 кг. Работникам шиномонтажки, наверное, можно забыть об абонементе в спортзал, бицепсы им удается проработать и без того. Колеса моего автомобиля для них как легкие гантельки, ведь им приходится переобувать и более габаритные машины. К примеру, колеса «Инфинити QX» весят примерно по 35 килограммов. Хотя, как признаются сами ребята, ничего сложного в их работе нет. Не фуры же разгружать! Спорно…

Покончив с физическими нагрузками, мы приступаем к упражнениям на сообразительность и ловкость рук. Демонтаж покрышки, перебортовка и накачивание колеса показались мне самой сложной частью работы, хотя практически все делается автоматически. Главное — правильно запомнить последовательность действий и приноровиться к монтажному станку, который управляется педалями. Опытные шиномонтажники, конечно, делают все на автомате, не глядя на педали. Человека, который первый раз встал к станку, можно сравнить с новичком, только севшим за руль автомобиля с механической коробкой передач.

_График работы шиномонтажки с 9 утра до 20 часов вечера, но по факту ребята работают до последнего клиента. В переобувочный сезон смена нередко заканчивается за полночь. Люди хотят переобуться, мастера — подзаработать. Никто не в обиде._

Мой наставник Кирилл не дает особо раскачиваться. Показав и объяснив алгоритм действий, он передает мне бразды правления. Итак, первое, что необходимо сделать с помощью отборотовочной лопатки, — снять колеса с дисков, предварительно спустив их. Откручиваем колпачок и выкручиваем ниппель. Именно он не дает колесу спуститься, но при этом пропускает воздух при накачивании. Дальше делается все полуавтоматически. Отбортовочную лопатку устанавливаем вплотную к бортику диска. Далее направляем ее точно под обод колеса и нажатием педали запускаем механизм вращения, последовательно отделяя покрышку от диска. Звук, издаваемый шиной при отделении от диска, можно сравнить с хлопком, который раздается, если резко наступить на картонную упаковку от сока. То же самое следует проделать и с другой стороны колеса. Откровенно говоря, несколько раз я промахивалась, устанавливая лопатку, и уже не возражала, чтобы эту часть работ выполнили настоящие мастера шиномонтажа. Но не тут-то было.

«Пробуйте, пробуйте», — подначивает Кирилл, уже плавно переходя к следующему этапу демонтажа. Следующий клиент уже был на подходе, а мы еще даже не отбалансировали колеса.

Вообще весь процесс занимает от 10 минут до часа. В зависимости от габаритов машины и видов выполняемых работ.

_Одновременно в шиномонтажой работает 5−6 человек. Есть постоянные и сезонные работники. В переобувочный сезон работник шиномонтажки может получить до 50−60 тысяч за месяц. Оплата труда складывается из количества переобутых машин, вида работ и числа работающих._

Не без некоторых затруднений, но все же благополучно справившись с первой частью демонтажа, переходим ко второй. Положив колесо на поворотный стол, нажатием педали производим зажим, подводя монтажную лапу. Далее следует вручную продавить покрышку, вставив монтировку под ее край как рычаг. Затем слегка поворачиваем стол станка. Как только носик полностью зашел под покрышку, монтировку убираем. Далее, вращая стол нажатием педали, отделяем борт от диска.

Монтаж зимней резины производится в обратном порядке. Предварительно шину по диаметру обрабатывают специальным раствором. Это позволяет избежать повреждений резины при надевании на диск. Забортовав колесо, накачиваем его до 2,2 бар. Кстати, на всех новых автомобилях колеса идут безкамерные.

Завершающий этап — балансировка. Именно она дает комфорт передвижения и избавляет от такого явления, как биение колес, — ударной нагрузки на ступицу, подшипники и на все трущиеся детали. Только вдумайтесь: дисбаланс всего в 20 граммов на 14 дюймовом колесе при скорости движения автомобиля 100 км/ч по нагрузкам эквивалентен ударам кувалды весом 3 кг, ударяющей по колесу с частотой 800 раз в минуту!

Устранить дисбаланс позволяет специальный аппарат, вращающий колеса и выводящий все необходимые параметры на экран. Там же отображается и то, куда следует набить грузик. Есть набивные груза для литых и стальных (штампованных)дисков и самоклеящиеся груза для литых дисков. Форма грузов может отличаться в зависимости от производителя. Поставив необходимый грузик весом 5, 15, 25, 35, 50 или 60 граммов, в соотношении дисбаланса, прибиваем его к диску. Еще раз вращаем — колесо отбалансировано, можно прикручивать.

Признаюсь честно, снимать колеса со ступицы проще, чем устанавливать их назад. Нужно равномерно попасть во все четыре паза, а следовательно какое-то время держать 14-килограммовое колесо на весу в полуприседе. Зарядка и еще раз зарядка! Прикручиваются колеса с помощью все того же пневмогайковерта, только гайки закручиваются крест на крест и в два этапа. Сначала просто фиксируют колеса, а потом, что называется, вкручивают до упора.

«Как правило, основной наплыв клиентов — конец октября. В начале месяца переобуваются те, кто уезжает на вахту или в отпуск, — рассказывает Кирилл. — Делать это нужно по погоде. Очень уж заранее не следует. Но и тянуть до последнего тоже не надо. Оптимальный вариант, когда столбик термометра опускается ниже семи градусов тепла. Если у вас нешипованная зимняя резина — „липучка“, можно не дожидаться первых заморозков и очередей. Она хорошо держит сцепление с асфальтом и сильно не шумит. Если у вас шипы, одна-две недели по сухому асфальту тоже особо не навредят резине. К тому же в Тюмени зимой хорошо чистят дороги. Поэтому в любом случае большую часть времени приходится ездить по асфальту».

_Что касается эффективности сцепления с дорогой зимой: шипы или «липучка» — дело вкуса и предпочтений, считает Кирилл. Ни та, ни другая зимняя резина на 100% не спасет от подтаскивания и заносов. Обеспечить это может только правильно выбранный скоростной режим и маневренность вождения._

Ну вот, мой автомобиль готов к суровым сибирским заморозкам и метелям. Кстати, в среднем подготовить авто к зиме стоит от 900 до 4000 рублей.

Час, проведенный в шиномонтажке, пролетел как один миг. Действия сменялись настолько быстро, что восстановить их хронологию помог только фотоотчет. И пока я переобувала один автомобиль, по соседству, где вовсю кипела работа, мои новоиспеченные коллеги успели переобуть две, а то и три машины. С легкостью, задорно и под зажигательную музыку.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
На поиски утонувших в ноябре тюменские водолазы выезжали уже более 20 раз
На поиски утонувших в ноябре тюменские водолазы выезжали уже более 20 раз
Тюменских рыбаков призывают не выходить на лед.
Тысяча обращений в день: Центр управления регионом отметил год работы
Тысяча обращений в день: Центр управления регионом отметил год работы
Всего за год ЦУР обработал 116 435 сообщений от жителей Тюменской области.
Губернаторские чтения: проблема глобального потепления приобрела эмоциональную окраску
Губернаторские чтения: проблема глобального потепления приобрела эмоциональную окраску
Тема очередных чтений - «Климат и экономика: новая глобальная, национальная и региональная реальность».
Смертельный укол. Родные погибшей тюменки надеются, что врача-косметолога накажут
Смертельный укол. Родные погибшей тюменки надеются, что врача-косметолога накажут
Косметологическая процедура обернулась трагедией.
Программу студенческого туризма расширят в 2022 году
Программу студенческого туризма расширят в 2022 году
Также планируется внедрить образовательные компоненты.