На стандартных российских грузовиках путешественники собираются проехать по снежной целине до мыса Челюскин 1500 км.
Экспедиция к мысу Челюскин — самой северной точке Евразийского континента- стартовала накануне днем от Исторического сквера Тюмени. Шестерым смельчакам предстоит проехать на двух отечественных грузовиках ГАЗ-33081 «Егерь» по зимнику от Нового Уренгоя до Хатанги в Красноярском крае. Это две тысячи километров. И далее по снежной целине до мыса Челюскин. Проводить путешественников пришли их родные, друзья, ветераны-десантники, представители городской власти.
«Маршрут очень серьезный, нужно иметь мужество, чтобы решиться на такое путешествие. Это подвиг, — отметил президент областной Федерации автомобильного спорта и депутат Тюменской городской думы [Николай Романов](/thesaurus/256967). — Я в начале своей трудовой деятельности, когда работал на тюменском Севере, попал в метель на середине дороги между Старым и новым Уренгоем, ехать было невозможно и до Нового Уренгоя меня взял на буксир „Формост“ (мобильная буровая установка. — Прим. авт.). Понимаете, что такое „Формост“ и „уазик“. Если бы он порвал трос на первых двух километрах, то и не заметил бы меня, но парни каждые пять км останавливались и проверяли, все ли со мной в порядке. На севере была взаимовыручка. Думаю, что и сейчас люди обладают этим качеством и в случае чего могут оказать помощь. Удачи вам в достижении намеченных целей».
Как пояснил «Вслух.ру» руководитель экспедиции «Северная Земля» Александр Еликов, последние две недели он прожил вместе с машинами, на которых им предстоит пройти столь нелегкий путь. Даже ночевал на СТО. Пришлось полностью перебрать все основные узлы и агрегаты. Как таковых доработок для подготовки грузовиков к северному бездорожью участники экспедиции не делали намерено, чтобы установить рекорд России. Все стандартное: двигатель, коробка, раздатка, трансмиссия, даже колеса стандартные для «Егеря», пришедшего на смену легендарного ГАЗ-66, о проходимости которого слагали легенды. В экспедицию отправляются два автомобиля — один основной, другой — «техничка». Кузов «технички» полностью загружен запчастями. Ремонтировать машину на морозе Александр не боится, он живет и работает в Новом Уренгое — водитель до мозга костей.
«Единственное, поставили автономный подогреватель на двигатель и в будку основного автомобиля, утеплили салон — поставили двойные стекла, увеличенные до 1000 литров топливные баки, вот и все доработки, — сообщил Александр. — „Техничка“ у нас без подогрева, пришлось экономить, так как больших спонсоров у нас нет».
Маршрут от Тюмени до Нового Уренгоя в 1,5 тыс. км — это что-то вроде разминки. В Уренгое путешественники сделают остановку на несколько дней, чтобы основательно подготовиться к основному этапу экспедиции. До Хатанги в Красноярском крае — 2 тыс. км — предстоит ехать по зимнику. В принципе, это тоже дорога, только сезонная, и по ней можно ехать на полноприводных автомобилях, в случае метелей зимник расчищают грейдерами. Дальше до мыса Челюскин предстоит проехать еще 1,5 тыс. км. Это самый сложный участок пути, потому что дорог дальше нет — снежная целина. Но и мыс Челюскин — не конечная цель путешественников. Александр намерен ехать дальше через пролив к архипелагу Северная Земля и добраться до самой северной его точки. Это уже программа максимум. Многое будет зависеть от погоды, на севера она переменчива, и, конечно же, от возможностей техники.