Dipol FM | 105,6 fm

Главное не разлить! В Тюмени состязаются лучшие российские водители автобусов

С мастерами общественного транспорта пообщался корреспондент "Вслух.ру".

_Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса» проходит в Тюмени впервые. На удивление состязания оказались очень зрелищными! Во время скоростного маневрирования заднее колесо отрывалось от земли, а сами автобусы проезжали повороты с большим креном. О своих водительских буднях и страхах нам рассказали участники из Норильска и Оренбурга._

Иду на таран

Среди участниц — три девушки. Одна из них — Екатерина Берлова, работает водителем автобуса на МАЗ-103 в Норильске. Стаж — 5 лет. Обожает свою работу, в которой привлекает романтика.

Главное не разлить! В Тюмени состязаются лучшие российские водители автобусов
_Екатерина Берлова_

«К тому времени, когда устроилась водителем автобуса, у меня уже пять лет была своя легковая машина, а также опыт работы в такси и желание возить людей, — рассказала девушка. — До этого работала кондуктором. Позвали за руль. Я открыла категорию, попробовала, получилось и безумно понравилось! Специальность менять не собираюсь!»

Профессия у собеседницы, конечно не из легких, но она этого и не скрывает — начинала работу в Красноярске, где было очень сложно ездить по маршруту.

«В Норильске другая специфика, — отметила Екатерина. — Это все-таки север: снег, гололед, пурга, дороги заметает. Первый год даже с лопатой ездила. Слава богу, она мне не пригодилось, но пару раз давала шоферам, которые зарылись в снегу. Кондиционеров в наших автобусах нет, потому что лето короткое. Когда уезжала из Норильска на соревнования, там было около нуля градусов. Зимой, естественно, очень холодно».

Тюмень Екатерине понравилась.

«Гуляла по городу до поздней ночи, я люблю ходить пешком, — отметила гостья из Норильска. — Отличные у вас дороги! Таких дорог еще не видела, если не брать в расчет столицу. В Тюмени и тротуары хорошие, все аккуратно, чисто, много урн. Обратила внимание, что много автобусов одного цвета — зеленого. Цвет приятный, да и сам город очень зеленый. Движение у вас тоже не простое, как и везде автобусы подрезают. Я как раз ехала в автобусе, и водителю пришлось резко тормозить, когда его кто-то подрезал. Пассажиры начали возмущаться. Я их успокоила, заступилась за своего коллегу.

Даже когда еду в автобусе в качестве пассажира, не могу избавиться от профессиональной привычки все время смотреть вперед, поэтому все видела. Водитель автобуса — молодец, вовремя среагировал. Я вообще больше доверяю своим коллегам, чем таксистам, потому что они профессионалы».

У Екатерины было несколько случаев, когда ей приходилось мгновенно принимать решение — либо врезаться в чужой транспорт, оберегая пассажиров, либо тормозить, спасая лихача на дороге. Какой-то четкой инструкции по этому поводу у водителей автобусов нет — все на его усмотрение.

«Сейчас тех, кто подрезает автобус, если есть запись с видеорегистратора, можно привлечь к ответственности за то, что в салоне при торможении пострадали пассажиры, — пояснила Екатерина. — Поэтому многие советуют лучше таранить нарушителя, или хотя бы задеть, потому что если не было столкновения, а люди упали, придется очень долго доказывать свою правоту.

Однажды под колеса моего автобуса чуть не угодила бабушка, которая переходила дорогу в неположенном месте. Успела ее увидеть, не задумываясь, дала по тормозам, потому что знала — в салоне мало людей и они все сидят. Слава богу, все обошлось. Бабушка в итоге на меня так и не посмотрела.

Еще был случай, когда передо мной неожиданно на дорогу выскочил „КамАЗ“. Салон автобуса был пустой, и я сразу ударила по тормозам. Никогда в жизни так не тормозила! Автобус пошел юзом. Будь в салоне люди, было бы очень много пострадавших. Остановилась в метре от грузовика. Не дай я по тормозам, он бы снес и кабину, и меня».

По словам Екатерины, в ее профессии мужчин, в первую очередь, привлекает заработок, а девушек — романтика.

«У тебя большая техника, ты ей управляешь, со временем еще начинаешь в ней разбираться, — пояснила участница соревнований. — Это здорово!»

Кстати, Екатерина впервые принимает участие в конкурсе профмастерства, на победу даже не рассчитывает. Основная ее задача — узнать, насколько все сложно, испытать на себе и рассказать коллегам, чтобы потом тоже попробовали…

Некоторые не проливают ни капли

Стоит отметить, что судьи на конкурсе смотрят не только на скорость и точность выполнения всех элементов, как в автошколе на экзамене, но и на комфортное вождение. Оценивают его с помощью стакана с водой. Его перед стартом ставят в салон автобуса. Новый критерий оценки качества вождения на конкурсах профмастерства среди водителей в 2017 году ввел главный судья конкурса Дмитрий Куприянов. Он так и называется — «Комфортное вождение».

Главное не разлить! В Тюмени состязаются лучшие российские водители автобусов
_Дмитрий Куприянов_

«Решили попробовать: начали с автобусов в Краснодаре на WorldSkills, где компетенция „Водитель автобуса“ была представлена в качестве презентационной. Потом этот же критерий распространили на грузовики и троллейбусы, — пояснил „Вслух.ру“ Дмитрий Куприянов. — Думаю, что в этом же году попробуем внедрить его еще и на трамваях. Стакан с водой заставляет ехать водителя совершенно иначе. Эта идея давно витала в воздухе, потому что еще в Санкт-Петербурге в троллейбусном управлении на своих внутренних конкурсах вырезали из тонкой фанеры силуэт бабушки и ставили его в проходе. Нужно было проехать, не уронив бабушку. Я думаю, что с кружкой воды ездить гуманнее».

По словам главного судьи, примерно треть участников всероссийских стартов в Тюмени расплескивают воду, но потери воды минимальные. На «ЛиАЗах» расплескивали воду значительно меньше, чем на «ПАЗах», потому что это более резкая машина — она и выше, и жестче.

Как рассказал Дмитрий Николаевич, раньше они взвешивали потери воды, но как оказалось, это бессмысленно, потому что многие вообще не проливают ни капли, а если и есть потери, то они минимальны. Поэтому критериев всего три: сухая салфетка под кружкой или нет, опрокинулась ли кружка (никто еще ни разу не ронял) и насколько «чистым» получился заезд (без потери воды). Наливают воду, естественно, не до самого края. Остается бортик высотой до 1 см.

Идея, кстати, не нова. Кто-то из классиков, по словам Куприянова, описывал, как инспекция железных дорог определяла качество путей на перегоне — инспектор, садясь в купе, ставил на столик налитый до краев стакан воды. Если вода расплескивалась, состояние перегона считалось неудовлетворительным.

«По сути, это развитие исторической традиции», — резюмировал Дмитрий Куприянов.

О том, кто станет фаворитом конкурса, судить сложно, завтра еще водители будут состязаться в теории — отвечать на экзаменационные билеты.

Было страшно

В первый день соревнований на больших автобусах отличился Антон Карнаухов из Оренбурга. Он второй раз принимает участие во всероссийских соревнованиях. Говорит, что очень удивился, когда на следующий день его вдруг начали поздравлять.

«Рассчитывал, что буду в десятке, а первым — даже предположить не мог! — признался Антон. — Вчера многие выступали очень достойно. Воды, правда, я не разлил ни капельки. Ни разу еще с водой не ездил. Как узнал, что будет еще и „Комфортное вождение“, сразу запаниковал. Тут и так задача непростая — на незнакомом автобусе нужно проехать максимально качественно и быстро, а тут тебе еще ставят кружку воды. Было страшно. Другие ездили намного быстрее. Теперь понимаю, что они все-таки проливали воду».

Работает Антон на КАВЗ-4239, на метание. В профессии с 2014 года.

«Решение было осознанным, в 2011 году я получил права от военкомата, служил в Северной Осетии, был дежурным водителем на КамАЗе — спал два часа днем, два часа ночью, все остальное время — за рулем, постоянно в разъездах. Это дало опыт и очень закалило. Придя на гражданку, сначала устроился в магазин продавцом, потом пошел на повышение — стал товароведом, хотел стать директором. У меня все получалось, но в какой-то момент решил, что это не мое. Возникло желание стать водителем автобуса. Работа у нас, конечно, тяжелая, но я ничуть не жалею!»

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Ялуторовске и Ишиме пункты временного размещения оборудованы тревожными кнопками
В Ялуторовске и Ишиме пункты временного размещения оборудованы тревожными кнопками
Порядок и охрану обеспечивает Росгвардия.
#Росгвардия
#безопасность
#порядок
#паводок
#Ишим
#Ялуторовск
#Тюменская область
В Тюмени пройдет форум мудрых родителей «Тетрис»
В Тюмени пройдет форум мудрых родителей «Тетрис»
Участники смогут бесплатно получить полезные знания.
#форум
#родители
#бесплатно
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюменской области гражданам из подтопляемых территорий ставят прививки
В Тюменской области гражданам из подтопляемых территорий ставят прививки
Кто подлежит первоочередной вакцинации.
#паводок
#здоровье
#вакцинация
#Наталья Логинова
#Тюменская область
В Тюменской области горячая линия по вопросам паводка перешла на круглосуточный режим работы
В Тюменской области горячая линия по вопросам паводка перешла на круглосуточный режим работы
Число звонков выросло в разы.
#паводок
#горячая линия
#Станислав Логинов
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Ишиме и Ишимском районе завершают эвакуацию постояльцев из соцучреждений
В Ишиме и Ишимском районе завершают эвакуацию постояльцев из соцучреждений
Телефоны для справок для родственников.
#эвакуация
#паводок
#горячая линия
#Ишим
#Ишимский район
#Тюменская область