На вопрос автомобилиста, читателя «Вслух.ру», отвечает специалист Банка России.
«Езжу без аварий 4 года. В прошлом году мой КБМ был 0,9, в этом году рассчитывал на 0,85, но страховщик сказал, что коэффициент, наоборот, вырос — до 1,1, соответственно, ОСАГО выходит дороже. Как узнать, в чем причина нестыковки?».
— При расчете стоимости полиса ОСАГО страховщики учитывают коэффициент аварийности водителя или так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ). КБМ показывает, насколько часто водитель становился виновником аварий и страховые компании были вынуждены выплачивать пострадавшим возмещение. Эти сведения хранятся в единой информационной базе Российского союза автостраховщиков(РСА). Именно из нее страховщики должны брать данные, когда оформляют полисы для клиентов.Если вы сомневаетесь в правильности примененного коэффициента, то первым делом посмотрите свой КБМ на сайте РСА и сравните его с тем, который страховая компания указала в вашем договоре. Обнаружится нестыковка — напишите заявление страховщику, чтобы он пересчитал цену полиса и оформил новый.
Но может выясниться, что некорректный показатель содержится в самой базе РСА. Скажем, вы больше пяти лет водите без аварий, а ваш КБМ выше 1 — это явная ошибка. Такое бывает, например, если вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили об этом своему страховщику. Или сотрудник страховой компании по недосмотру передал в РСА неправильные данные.
В случае когда КБМ установлен неверно, необходимо также обратиться в свою страховую компанию с заявлением о перепроверке КБМ и внесении изменений в базу РСА. Прикладывать какие-либо документы необязательно, но если КБМ в предыдущих договорах ОСАГО был рассчитан верно, то укажите данные этих полисов.
Страховщик перенаправит ваш запрос в Российский союз автостраховщиков. РСА в течение 5 рабочих дней проведет проверку. О ее результатах РСА сообщит вашей страховой компании, а она должна передать эту информацию вам. Если выяснится, что был использован неверный КБМ, страховщик пересчитает цену полиса. Если вы не получите ответ от страховой компании в течение пары недель после запроса, можно обратиться напрямую в РСА. Когда страховщик не отвечает или отказывается исправлять ошибку, можно направить на него жалобу в Банк России.
В 2022 году по указанию Банка России коэффициенты всех водителей заменили на новые. Они стали выше для тех, по чьей вине часто происходили аварии, и ниже для тех, кто несколько лет подряд не становился причиной ДТП.
Фото: Вслух.ру