Dipol FM | 105,6 fm

Почему тюменские автошколы гонят брак на дороги

Качество подготовки будущих водителей постоянно снижается.

С первой попытки экзамен по вождению в ГИБДД сдают 8,8 процента кандидатов в водители. Это значительно ниже, чем по стране. Почему в тюменских автошколах гонят откровенный брак, разбирались за круглым столом «Повышение качества подготовки водителей, как одна из национальных задач, направленных на повышение безопасности дорожного движения».

В заседании круглого стола приняли участие представители автошкол, вузов, общественной палаты, исполнительной и законодательной власти Тюменской области. Модератор круглого стола, депутат областной думы Дмитрий Новицкий подчеркнул, что без качественной подготовки водителей в автошколах у нас никак не получится повысить безопасность на дорогах. Этой проблеме уже давно уделяется повышенное внимание. Поэтапный план предусматривает постоянное снижение смертности на дорогах.

Ценовой демпинг приобрел угрожающие размеры

Советник губернатора Тюменской области Геннадий Корепанов обратил внимание на то, что автошколы все больше уходят в бизнес, главное — деньги, а не уровень подготовки, на качество обучения никто особо не обращает внимание, все гонятся за количеством, открывают новые филиалы. Бизнес породил недобросовестную конкуренцию. В условиях отсутствия должного контроля ценовой демпинг приобрел угрожающие размеры. Кроме того, по словам Корепанова, постоянные реформы в сфере подготовки водителей и сдачи экзаменов приводят к необоснованным расходам и значительным финансовым потерям в автошколах, что создает нестабильность в их работе, напряженность в профессиональном сообществе.

Решение проблемы Евгений Корепанов видит в создании системы контроля за деятельностью экзаменационных подразделений ГИБДД в формате общественного мониторинга, а также создание системы добровольной сертификации автошкол, как эффективного инструмента в борьбе за качество подготовки водителей и устранения с рынка образовательных услуг недобросовестных участников.

Необходим контроль за деятельностью автошкол

Геннадий Корепанов рекомендовал Тюменской областной думе обратиться в Госдуму с законодательной инициативой о внесении изменений в законы об образовании и в закон о полиции, предусматривающие внедрение общественного контроля за деятельностью автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД, а также необходимость аккредитации автошкол.

Представитель ГИБДД Евгений Кияшко, курирующий экзаменационную работу, признал, что проблема с подготовкой водителей в автошколах действительно есть. Это видно по статистике. Так в УПК «Автомобилист» после первого апреля (когда были введены изменения при сдаче практического экзамена) с первой попытки сдали теорию и вождение 27,1% кандидатов в водители, в ДОСААФ — 17%. И есть ряд автошкол, где с первого раза сдали не более 4%. 70% курсантов сдают экзамен со второго, третьего, четвертого раза. Те, кто не может сдать экзамен с первого раза, признаются инспекторам ГИБДД, что им не хватает часов вождения. И это при том, что количество часов вождения увеличили до 56. И этого мало?!

56 часов вождения только на бумаге?

На круглом столе высказали предположение о том, что в автошколах, где гонятся за количеством, а не качеством, фактически курсанты занимаются с инструктором по вождению значительно меньше минимальных 56 часов, а по документам отчитываются, как за полный цикл занятий. Кандидаты в водители соглашаются на такой вариант, так обучение выходит дешевле. Отсюда и демпинг со стороны автошкол.

Есть еще одна проблема — сроки ожидания. Бывает, что они растягиваются настолько, что кандидат в водители утрачивает практические навыки вождения. В ГИБДД уверяют, что они выдерживают все установленные законом сроки. Срок ожидания для тех, кто сдает экзамен впервые, доходит до 30 дней, для тех, кто сдает повторно — до 60 дней.

Директор УПК «Автомобилист Алексей Шукшин добавил, что день сдачи практического экзамена для кандидата в водители превращается в сплошной стресс. Курсанты сдают группой, время сдачи экзамена растягивается на 4-5 часов. И это без еды и туалета. Он предлагает перевести запись на практический экзамен через портал госуслуг, когда каждому человеку назначается точное время. Тогда и не будет переутомления.

По словам начальника управления надзора и контроля департамента образования и науки Тюменской области Антона Богданова, подготовкой водителей занимается 51 автошкола. На данный момент на контроле находятся восемь автошкол, на которые поступали жалобы, в том числе на низкий процент сдачи экзамена. Выявить, сколько на самом деле в автошколах обучают практическому вождению, не представляется возможным, так как проверяющие смотрят только на документы. А в них у всех по 56 часов.

Автошколы ждет аккредитация

Поэтому уместно еще раз вернуться к созданию объединения автошкол, где ответственно подходят к обучению водителей.

Есть еще одна проблема в подготовке водителей — в отсутствии квалифицированных кадров. Их не хватает, потому что нет достойной зарплаты. Представитель Тюменского индустриального университета Сергей Ярков отметил, что такое направление как «Безопасность» в высшем образовании уже давно стало не востребованным.

За круглым столом рекомендовали всем автошколам внедрить систему самообследования программ подготовки водителей и быть готовым войти в систему общественной аккредитации. Общественной палате Тюменской области рекомендовали рассмотреть вопрос о создании региональных мониторинговых групп по проведению общественного контроля над деятельностью автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД, а также по проведению аккредитации автошкол. Решения не окончательные. Сбор предложений продлен до 30 августа этого года.

Фото ГИБДД Тюменской области

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!