Dipol FM | 105,6 fm

Автошколы-однодневки попали под запрет

Разрешения на подготовку водителей выданы пока лишь трем учебным заведениям.

Реформа автошкол началась 12 августа со вступления в силу новых программ подготовки водителей, обязывающих руководителей учебных заведений иметь собственную материальную базу и квалифицированные кадры. На данный момент ситуация такова, что пока лишь две тюменские автошколы получили положительное заключение ГИБДД — УПК «Автомобилист» и «Престиж».

Ряд других известных кузниц водительских кадров находятся в стадии рассмотрении. И, судя по всему, многим игрокам придется основательно вложиться либо уйти с рынка. На пороге перемен в Тюменской областной думе прошел круглый стол «Законодательное обеспечение подготовки и переподготовки водителей в автошколах России. Анализ качества подготовки водителей транспортных средств в Тюменской области». Для подготовки к заседанию рабочая группа побывала в 15 автошколах. Депутаты проверили работу заведений в Тобольске, Заводоуковске, Тюмени, а также в Тюменском и Нижнетавдинском районах.

«Передав в частные руки подготовку водителей, за 20 лет государство так и не вникло по настоящему в эту сферу деятельности, — отметил на заседании заместитель председателя областной думы Геннадий Корепанов. — Не секрет что многие руководители автошкол подготовку водителей рассматривают как бизнес, не неся ответственности за свою работу. Эта область деятельности является привлекательной для некоторых руководителей и уже давно живет по своим законам».

По словам Корепанова, отсутствие четких требований к учебным заведениям, к их оснащению и преподавателям позволяло существовать разного рода липовым автошколам, которые не дают ни знаний, ни навыков вождения, а основой их деятельности является продажа прав. В то же время значительная часть граждан не задумывается о рейтинге автошкол, а идет туда, где надо меньше платить за обучение. Как раз меньше всего берут за учебу там, где практически отсутствует материальная база, зарплата сотрудникам выплачивается в конвертах, идет уход от уплаты налогов. «Минимальная цена за обучение, по словам министра транспорта Соколова, не может быть ниже 30 тыс. рублей, и мы по-прежнему ждем от управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области защиты тюменцев от недоброкачественных услуг», — подчеркнул Геннадий Корепанов.

Результаты проверки учебных заведений в очередной раз убедили депутатов в необходимости скорейшего наведения порядка в этой сфере. И этот момент настал. 12 августа вступили в силу новые программы подготовки водителей.

Как пояснил Геннадий Корепанов, программы предусматривают увеличение часов практических занятий, особое внимание уделено вопросам психологической подготовки водителей, детской пассажирской безопасности. Программа содержит требования к кадрам, преподаватели и мастера производственного обучения должны иметь высшее или средне-специальное профессиональное образование. Программа предусматривает требования к учебным транспортным средствам и автдромам.

Был продуман и вопрос реального, а не формального контроля автошкол. Постановлением правительства России от 28 октября 2013 года «О лицензировании образовательной деятельности» определен порядок выдачи лицензии, главным документом для ее получения является заключение Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы. При этом, по словам Корепанова, срочного переоформлении лицензии не требуется. Ранее выданные лицензии действуют до 1 января 2016 года. В то же время для продолжения образовательной деятельности сегодня автошколы должны получить заключение ГИБДД на соответствие требований установленных программ обучения. В связи с этим большинство автошкол-однодневок уйдет с рынка услуг.

«Этот фактор можно считать положительным, однако смогут ли оставшиеся автошколы удовлетворить возрастающий спрос на данный вид услуг и готово ли население, особенно в сельской местности, платить по реальным расценкам за обучение в автошколах? — задается вопросом депутат. —  И самое главное, повысится ли качество подготовки водителей в автошколах и приведет ли это к уменьшению дорожных аварий?»

Заместитель начальника ГИБДД Тюменской области Алексей Чубаров пояснил, что от автошкол в ГИБДД была подана 21 заявка на проведение обследования, однако после начала проверки 6 автошкол, до которых еще не дошли инспекторы, отозвали заявки. Двум автошколам было отказано в выдаче заключения по результатам проверок. На момент проведения круглого стола было выдано разрешение на подготовку водителей тобольской автошколе ВОА. Типичные недостатки — отсутствие у мастеров производственного обучения документов о повышении квалификации, которую они должны проходить раз в три года. Отсутствуют также технические средства обучения, ограждение по периметру автодрома, схемы утвержденных маршрутов движения учебных автомобилей.

Автошколы Тюменской области попали под жесткий контроль еще в 2012 году. Тогда их было около сотни. Низкий уровень подготовки и процент сдачи экзаменов в ГИБДД, рост ДТП по вине молодых водителей привел к массовым проверкам и закрытию целого ряда автошкол-бракоделов. Сейчас насчитывается 67 автошкол. После вступления в силу новых требований их количество, по мнению руководителя УПК «Автомобилист» Алексея Шукшина, должно сократиться еще на треть. Своим мнением он поделился с депутатами и журналистами во время посещения автодрома старейшей в Тюмени школы по подготовке водительских кадров.

Удивляет то, что многие автошколы, еще не получив положительного заключения ГИБДД на право заниматься подготовкой водителей по новым программам, активно рекламируют свои услуги.

«Как и прежде в Интернете ведется активная реклама, — обратил внимание участников круглого стола заместитель директора департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области Антон Богданов. — Автошколы проводят набор на двухмесячные курсы по новым программам обучения. Хочу сказать, что такого не может быть, потому что новые программы в целом увеличивают продолжительность обучения примерно на 25 процентов по общему количеству часов. Это касается как теоретической, так и практической части».

Директор автошколы «Машинка плюс» Татьяна Пуртова сообщила, что новые программы неизбежно приведут к росту цен на услуги по обучению вождению. Если раньше стоимость обучения в «Машинке плюс» составляла 23 тыс. рублей, то по новой смете с учетом затрат на приобретение оборудования и модернизацию автодрома она может повыситься до 33 тыс. рублей.

«Мы не можем заложить в смету повышение зарплаты преподавателям, потому что если мы это сделаем, потеряем большую часть учеников, — посетовала Татьяна Пуртова. — К сожалению, основная масса кандидатов в водители идет в автошколы не за знаниями, а за водительскими удостоверениями».

По данным исследований, проведенных заместителем заведующего кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» института транспорта Тюменского нефтегазового университета Сергея Яркова, до нововведений цена за обучение в автошколах варьировалась от 17,5 до 24 тыс. рублей. Анализ также показал, что большую часть рынка забирают крупные автошколы, имеющие и солидный опыт обучения, и хорошую материальную базу. И как таковой прямой зависимости, что стоимость является основным критерием при выборе автошколы, нет. Тюменцы охотно записывались как на дешевые, так и на дорогие по стоимости обучения курсы. В то же время результаты исследований не выявили каких-либо закономерностей при сдаче или не сдаче экзамена в ГИБДД в зависимости от стоимости обучения в автошколах. Такой вот парадокс.

Сергей Ярков отметил, что был бы полезен опыт Германии, где главную роль в обучении водительскому мастерству играют не макеты и тренажеры, а профессионализм преподавателя, который может заложить основы безопасного вождения автомобиля, давая «прививку» автомобилисту на всю жизнь. По мнению начальника УМВД Тюменской области Юрия Алтынова, инструктор должен нести ответственность за подготовку кандидата и до экзамена в ГИБДД сам должен давать ему оценку, а «двоечников», как в школе, оставлять «на второй год».

На данный момент лишь три автошколы из 67 готовы оказывать услуги по подготовке водителей, при этом спрос на услуги постоянно растет. По данным ГИБДД, за 8 месяцев этого года выпускникам автошкол были выданы более 15,5 тыс. водительских удостоверений, за этот же период прошлого года — около 11 тысяч. Участники круглого стола рекомендовали Министерству образования и науки России рассмотреть вопрос об установлении переходного периода введения в действие примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств до 1 июля 2015 года, а руководителям автошкол принять все необходимые меры для приведения в соответствие материально-технической базы своих организаций и повышения качества подготовки водителей.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!