Они самовольно сокращают количество часов вождения, в результате недоучки проваливают экзамены в ГИБДД.
Новые более жесткие требования к образовательным заведениям с обязательным лицензированием никак не отразились на качестве подготовке кандидатов в водители. В этом убедился заместитель председателя Тюменской областной думы Геннадий Корепанов на встрече с руководством ГИБДД и тюменских автошкол. Инициаторами встречи выступил начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин и директор УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин.
«Два года пролетели очень быстро, была внесена масса изменений и дополнений в подготовку кандидатов в водители, — пояснил Геннадий Лоточкин. — Изменения касались обустройства автошкол, увеличения количества часов практического вождения. Однако низкий процент сдачи экзамена в ГИБДД нас по-прежнему не устраивает».
Вполне конкретные цифры, характеризующие уровень образования в тюменских автошколах, до собравшихся довел начальник МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС Тюменской области Илья Пупышев.
За 10 месяцев года в Тюмени зарегистрировано 139 ДТП, совершенных водителями со стажем до двух лет. Это без учета обычных стыковок. В прошлом году было 175. В ДТП погибло четыре человека, по итогам прошлого года — 8. Новички попадают в ДТП, не соблюдая дистанцию, не пропуская пешеходов, летом наезжают на велосипедистов.
Процент сдачи экзамена в ГИБДД увеличился: с первого раза сдают 52,4 процента — это данные по Тюмени, хотя по области этот показатель снизился до 40 процентов. «Мы направляем предписания о ненадлежащем уровне подготовки кандидатов в водители, — отметил Илья Пупышев. — Руководителям автошкол направлено 51 предписание, восемь предписаний — в областной департамент образования и науки. По всем предписаниям в автошколы мы получили лишь 15 ответов, остальные вообще не реагируют».
Представитель ГИБДД Тюменской области также привел рейтинг автошкол по итогам десяти месяцев в зависимости от количества аварий, совершенных выпускниками автошкол со стажем вождения до двух лет:
Автошкола ВОА — 11 ДТП на 376 выпускников;
Тюменский колледж транспорта — 5 ДТП на 251 выпускника;
«Драйв» — 6 ДТП на 351 выпускника,
«Автокурс» — 5 ДТП на 154 выпускника,
«Класс В» — 4 ДТП на 314 выпускников,
ДОСААФ — 4 ДТП на 311 выпускников.
Лучшие в рейтинге — «Стимул» — 1 ДТП на 254 выпускника и «Машинка плюс» — 1 ДТП на 338 выпускников.
По словам Ильи Пупышева, каждый день в ГИБДД приходят кандидаты в водители и жалуются на то, что с ними не отрабатывают положенные часы по программе подготовки. Получается, что автошколы не заинтересованы в качестве подготовки водителей. В районах области ситуация с подготовкой хуже, чем в городе, из-за отсутствия материальной базы.
По словам директора автошколы «Престиж» Виктора Буторина, проблема кроется в демпинге. Многие автошколы, которые особо не заботятся о своей репутации, снижают цены на свои услуги до минимума. Минимальная цена за теоретический и практический курс в Тюмени составляет 17 тыс. рублей. И это при том, что еще два года назад министр транспорта заявлял, что стоимость подготовки водителей не может быть ниже 26 тыс. рублей. А при обязательных 56 часах вождения это вовсе не мыслимо. Реально автошколы эти часы «не выкатывают», экономят и на теории. Поэтому, чтобы окончательно не растерять курсантов, тюменские автошколы тоже вынуждены снижать цены до 22−24 тыс. рублей.
Приведем конкретный пример того, как стоимость услуг зависит от качества подготовки водителей. В одной из тюменских автошкол цена за обучение вождению на категорию «В» два месяца назад составляла 20 тыс. рублей. Студентам скидка — 1 тысяча рублей, еще тысячу рублей можно было сэкономить, став участником группы автошколы в социальных сетях. В группе обучалось 25 человек, до экзамена в ГИБДД допустили 11 человек, из них теорию сдали 10, а вождение только три. Причем все трое в возрасте до 18 лет. По словам тех, кому удалось сдать на «права» с первой попытки, в автошколе они «наездили» 39 часов.
В очередной раз Геннадий Корепанов заявил, что надо забрать подготовку водителей из рук частников и передать в государственные учреждения. «Два года назад мы думали, что наконец добились прогресса в подготовке водителей, но, оказывается, руководители автошкол, как и прежде, продолжают гнать брак на дороги, увеличивая слезы, горе матерей, родственников. Их, похоже, это совершенно не волнует. Поэтому нам надо снова ставить вопрос о том, чтобы передать в государственные руки подготовку водительских кадров, иначе мы никогда не наведем порядок».