Dipol FM | 105,6 fm

Единорог из Лысьвы

Лысьва ведет отсчет от строительства здесь чугунолитейного завода в 1785 году. Город сразу получил рабочую специализацию, можно сказать, судьбу.

Ворота огромного производственного цеха открываются. В облаке морозного воздуха внутрь медленно и аккуратно въезжает фура. Сотрудники в спецодежде с логотипом «ММК-ЛМЗ» контролируют ее движение. С улицы ненадолго проникает холод. Ворота закрываются. Работа на Лысьвенском металлургическом заводе не останавливается: агрегаты тянут через себя полосы металла круглосуточно, без выходных и праздников. Отгрузки ждут десятки тщательно упакованных рулонов готового металлопроката разных цветов, весом в несколько тонн каждый. Из одних сделают кровли домов, другими покроют стены, третьи станут деталями автомобилей и бытовых приборов, и не только.

Лысьвенский металлургический — одно из старейших предприятий Урала. Завод в прошлом году отпраздновал 235-летие. А в 2021 году, в конце декабря, на заводе впервые в истории предприятия решили организовать пресс-тур для журналистов со всей России. Вот что мы увидели.

Серьезно, но с юмором

Чтобы добраться из Перми в небольшой, около 60 тыс. жителей, город Лысьва, расположенный примерно в ста километрах восточнее краевого центра, нам понадобилось около трех часов. Дороги в Пермском крае, в отличие от Тюменской области, идут по холмистой местности, много подъемов и спусков, поворотов и разъездов. Не разгонишься. А в снегопад — тем более. Немногословный водитель Михаил тем не менее заметил, кивая на метровые сугробы по обочинам: «Это разве снег? Вот приезжайте к нам в феврале…»

Сведения о вакцинации отправлены на завод накануне приезда, поэтому на проходной не задерживаемся. Территория внушительная. Виден порядок — проезды расчищены, все на своих местах. Нас угощают горячим чаем с дороги и провожают в административное здание, где мы, уже облаченные в защитные рабочие костюмы, специальную обувь, каски и обязательные сейчас медицинские маски, проходим инструктаж, для удобства записанный на видео. Доброжелательные сотрудники завода наглядно показывают, как передвигаться по территории цеха и чего точно делать не стоит. Кстати, тема раскрыта с юмором, хотя к безопасности на предприятии относятся предельно серьезно. На заводе даже установлен счетчик безопасности, показывающий количество дней без травм. А на узлах агрегатов, где требуется повышенное внимание, висят таблички, предупреждающие о потенциальной угрозе.

Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы

Мы входим в высоченное помещение цеха, наполненное бодрящим живым шумом работающих механизмов, при этом, честно говоря, своими габаритами и некой торжественностью происходящего напоминающее средневековый собор. Впечатление усиливают идущие поверху металлические конструкции и полосы освещения, а также внушительные, устремленные вверх колонны башенных аккумуляторов, накапливающих металл и позволяющих ни на секунду не останавливать производство. Перед нами два громадных сооружения — агрегаты № 3 и № 4. Между ними окантованная желто-черными привлекающими внимание бордюрами полоса для безопасного передвижения. Помня инструкцию, сходим с нее только по команде и под присмотром.

Единорог из Лысьвы

 — Ну что, начнем? — говорит Юрий Мазунин, начальник управления качества, с таким энтузиазмом, как будто нам предстоит экскурсия по игрушечной или кондитерской фабрике. В действительности это почти так и есть, потому что процессы на «ММК-ЛМЗ» не менее завораживающие. С одним отличием. Готовыми многотонными изделиями не поиграть, разве что в прятки среди аккуратно упакованных рулонов. А соблазнительно перекатывающиеся между валками покрасочного пункта эмали и лаки глупо пробовать на вкус.

Пока на четвертом агрегате заканчивают модернизацию, третий, где обновление уже проведено, бодро тянет стальную ленту. Она проходит сквозь многочисленные устройства, способные превратить обычный рулон стали в уникальный и долговечный материал. Он необходим для строительства и изготовления различных деталей современных конструкций и механизмов, от стройматериалов до приборов. Настоящая рабочая лошадка завода. На примере этого агрегата нам и показали, как работает предприятие.

Бесконечная полоса

Сотрудникам завода есть чем гордиться. Они трудятся на единственном в России производстве электрически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на его основе, где оцинкование и окрашивание проводят в тандеме, сокращая сроки производства и моментально выдавая требуемый заказчику качественный продукт.

Готовую сталь сюда привозят из Магнитогорска. На «ММК-ЛМЗ» ее правят и сваривают стыки рулонов так, что полоса в прямом смысле становится бесконечной. Затем черный прокат очищают, обезжиривают, промывают в щелочном растворе и наносят цинковое покрытие, толщину которого регулируют с высокой точностью. На этом этапе сталь, извиваясь змеей, ползет, погружаясь и выныривая, через десяток ванн. Затем ее промывают деминерализованной водой.

Чтобы защитить цинковое покрытие и обеспечить лучшее сцепление со следующим красочным слоем, стальную ленту подвергают пассивации. Затем грунтуют. Грунтовое покрытие высушивают в специальных печах при температуре 232 градуса.

После полоса попадает в камеру полимеризации, куда посторонним вход запрещен. «Сегодня вам можно», — улыбнулся под маской Юрий Мазунин и открыл дверь, предупредив, что лучше здесь ни к чему не прикасаться. Дышать там, и правда, оказалось трудновато. Но сотрудники в респираторах привычно контролируют приборы и отсматривают, как сквозь валки с напуском красочной массы сургучного цвета на постоянной скорости тянется металл. И если бы не запах, этот участок агрегата действительно можно было бы назвать самым «вкусным».

Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы

Свежеокрашенную стальную ленту охлаждают водой и воздушным потоком, наносят финишную отделку на изнанку, аккуратно нарезают, как требуется заказчику, в том числе вдоль, и упаковывают, чтобы защитить во время транспортировки. Всё. Готовый рулон с многослойным покрытием выглядит нарядно, почти как коробка конфет, только очень большого размера. Дальше погрузка на автомобильный или железнодорожный транспорт и доставка потребителю.

Все путешествие вдоль третьего агрегата, с подъемом на шестиметровые башенные накопители и на высоту 12,6 м на участок оцинкования, сопровождением стальной полосы во время водных процедур, визитом в пункт покраски и наблюдением за сушкой и резкой, мы проделали за полчаса. Полоса двигается со скоростью 72 метра в минуту день за днем…

Всего в месяц завод производит до 27 тыс. тонн готовой продукции, год за годом наращивая объемы. В 2020 выпустили 260 тыс. тонн. 2021-й запланировали закончить на отметке 280 тыс. тонн. А в этом году рассчитывают выйти на рекордные 300 тыс. тонн.

«Пятерка»

Особая гордость завода — агрегат нанесения полимерных покрытий №5, который на заводе чаще всего называют просто «пятеркой». Там, в отличие от третьего и четвертого агрегатов, где красят в один из десятков разных цветов, производят оцинкованный прокат с декоративным рисунком, нанесенным офсетным способом по технологии Print. Торговая марка SteelArt (переводится как «искусство стали») — собственная разработка лысьвенских металлургов. Старт работе агрегата в 2016 году дал в то время глава российского правительства Дмитрий Медведев. Сейчас на этом агрегате могут нанести девять самых востребованных рисунков, включая очень реалистичную кирпичную и каменную кладки и деревянную поверхность разных цветов с гладкой или рельефной структурой. В планах расширить линейку декоративных рисунков минимум на три за ближайший год.

Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы

Одно из последних освоенных покрытий — изысканное матово-серое с текстурой. Чтобы мы по достоинству оценили его, наш провожатый включил специальное осветительное устройство. Муаровая лента, словно стекающая с высокого накопителя серебристым потоком, скорее напоминала ткань, чем сталь. Завораживающее зрелище. И очень технологичное.

Город мастеров

Директор предприятия Алексей Кузнецов полон сдержанного оптимизма. Прирост производства по сравнению с предыдущим годом — на 6%. Общая прибыль предприятия за этот год — около 3 млрд рублей.

Единорог из Лысьвы

В планах реализовать несколько перспективных идей, в том числе антивандальное и так называемое антибактериальное покрытия. И то и другое — разработки последнего времени, так сказать, на злобу дня. Заботиться о безопасности пациентов или стирать «художества» юных дарований со стен зданий с такими покрытиями будет значительно проще.

В несколько более далекой перспективе — оборудование, которое позволит наносить на прокат не просто многослойное декоративное покрытие под дерево или камень, а любое цифровое изображение высокой четкости на любом количестве проката. При этом если технологическая перестройка с одного цвета на другой сейчас занимает пару часов, то с новым оборудованием цифровой печати на это будут уходить считанные минуты. И несмотря на то, что стоимость такой продукции будет выше, заинтересованность в ней растет.

«Принимать окончательное решение по новому направлению будем взвешенно. Понимаем, что для начала необходимо изучить рынок, проконсультироваться с экспертами архитектурных компаний, переработчиками, которые напрямую общаются с покупателями, сформировать пул постоянных клиентов, — пояснил Алексей Владимирович. — Похожий процесс проходил, когда мы начинали работать со SteelArt».

Не исключают на заводе и постепенную наладку в будущем собственного производства, к примеру, строительных материалов — металлочерепицы или сэндвич-панелей.

И директор, и руководители управлений завода не один раз подчеркнули, что все принимаемые решения продиктованы изучением имеющейся конъюнктуры и потребностей рынка. Клиентам предоставляют максимальную прозрачность сделок, гарантию качества — лучшая сталь и проверенные временем краски и лаки от ведущих производителей, считающихся лидерами в этом направлении, никаких китайских аналогов. Но главное преимущество, как считают на «ММК-ЛМЗ», — это большая гибкость в работе с клиентами и оперативность выполнения заказов. Нужна небольшая партия разных цветов через три дня? Выполнимо. Отгрузки — 10, 20, 30 тонн. Из этих заказов и складывается годовой объем продукции, реализуемой предприятием.

По словам начальника коммерческого управления Сергея Егорова, традиционные рынки сбыта для «ММК-ЛМЗ» — это Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, а также ближнее зарубежье, например, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан. Выстроенная логистика железнодорожных перевозок позволяет отправлять продукцию на любые расстояния.

 — Есть направления, которые еще не охвачены? — интересуются журналисты.

 — Таких нет. Нашу продукцию можно найти везде, — заверил Сергей Александрович.

К слову, Лысьва ведет отсчет от строительства здесь чугунолитейного завода в 1785 году. Город сразу получил рабочую специализацию, можно сказать, судьбу. И сейчас на современном производстве, продолжающем традиции старинного предприятия, работают жители Лысьвы и соседнего Чусового, многие из которых — металлурги в нескольких поколениях. Преемственность подчеркивает и небольшая, но уникальная деталь — на логотипе «ММК-ЛМЗ» красуется единорог. Уникальное мифическое существо перекочевало туда с герба заводовладельцев — рода Шуваловых. Несмотря на мистическую природу, оказалось, что на этого зверя вполне можно положиться.

 — А сколько 280 тыс. тонн проката будет в километрах? — спрашиваем мы в завершение разговора.

 — Давайте прямо сейчас и посчитаем! — отвечает Алексей Кузнецов. — Если в одном 3,5-тонном рулоне в среднем километр проката, то получается около 80 тысяч километров.

Погуглили. Прокатом, выпущенным Лысьвенским металлургическим заводом за год, можно дважды обернуть Землю по экватору. Только зачем? Ведь лучше пустить в дело.

(0)
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.