О том, что Эрвье был действительно уникальной личностью, говорит множество писем, которые приходили к нему от боевых друзей и совершенно чужих людей, писавших со всех концов страны.
16 апреля исполняется 100 лет со дня рождения легендарного первооткрывателя нефтегазовых богатств Западной Сибири Рауля-Юрия Георгиевича Эрвье. Узнать о профессиональной деятельности известного руководителя, который с 1966 по 1978 год возглавлял Главтюменьгеологию, работал заместителем министра геологии СССР, а также о его личной жизни, увлечениях, пристрастиях, семье можно в музее «Городская Дума». 14 апреля здесь открылась экспозиция «Человек, любивший солнце», которая объединяет уникальные архивные фотографии, личные вещи, дневник и письма Эрвье и членов его семьи.
Как признались организаторы, выставить удалось далеко не все, в фондах музея — более 600 экспонатов, посетители увидят около 200. Помимо документальных свидетельств жизни и деятельности Юрия Эрьве, воспоминаниями о геологе поделились его бывшие коллеги — геологи и буровики, которые проработали под началом Эрвье не один десяток лет.
Так, заслуженный
«После того как перестала существовать Главтюменьгеология, на Урале не было открыто ни одного крупного месторождения», — посетовал известный геолог. Имя Эрвье мы привычно связываем с нефтью и газом, однако сам он был намного более многогранным и разносторонним человеком. Известного руководителя Анатолий Подсосов сравнил со стратегом, главнокомандующим, за плечами которого — громкие геологические победы.
Юрий Федоров, заместитель генерального директора КогалымНИПИнефть (предприятие вместе с «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» помогло проведению выставки), принадлежит к другому поколению геологов, однако и в его памяти навсегда сохранились моменты встречи с Юрием Эрвье. Познакомиться с руководителем Главтюменьгеологии Юрию Федорову посчастливилось в самый первый рабочий день, когда вчерашние студенты — выпускники вуза пришли устраиваться на работу в крупный геологический трест. Тогда Эрвье показался выпускнику-геологу похожим на льва, правда, «уже немолодого, умудренного опытом». Рычащий, грубоватый голос только усиливал эти ассоциации. «Работать в Главтюменьгеологии было для нас почетно, тогда это было самое мощное в стране геологическое объединение. Эта гордость накладывала отпечаток на всю нашу работу», — вспоминает Юрий Федоров.
«Если бы Эрвье открыл только Самотлор, он бы за одно это вошел в историю и был достоин не только памятника в Тюмени, но и в Москве», — добавил геолог.
Несколько слов об Эрвье сказала и внучка легенды — Екатерина Ловчук. По ее словам, дед был отличным семьянином, в ее памяти он остался добрым, порой строгим, но справедливым.
На выставке о своей жизни рассказывает сам Эрвье — важные этапы его судьбы представлены на раздельных стендах, каждый предваряет цитата из военного дневника геолога. Первые экспонаты рассказывают о предках Юрия Эрвье, которые приехали в Россию в 60-х годах 19 века из Франции и осели в Тифлисе. Там отец Юрия владел нефтеносными участками, которые сдавал в аренду. Свой трудовой путь Юрий Эрвье начал с вполне прозаичной работы — он устроился подмастерьем на мыловаренный завод. В 20-е годы попытался поступить в горный институт в Ленинграде, однако опоздал к вступительным экзаменам и пошел подсобным рабочим в геологическую партию. Потом ушел на фронт, после демобилизации уехал в Молдавию, где стал организатором геологической службы. Казалось, налажена мирная жизнь, подрастали дети и вновь резкий поворот судьбы — Эрвье отправляют в Западную Сибирь.
Юрий Эрвье дружил со многими поэтами, писателями, композиторами. Теплые отношения его связывали с композитором Яном Френкелем. На выставке есть фотография, которую знаменитый артист подписал специально для геолога, есть фотографии с автографами космонавтов. Подпись гласит: «первооткрыватели космоса — первооткрывателю недр».
О том, что Эрвье был действительно уникальной личностью, говорит множество писем, которые приходили к нему от боевых друзей и совершенно чужих людей, писавших со всех концов страны. Одно из писем принадлежит девушке, которая находится в исправительной колонии. Она потеряла веру в людей, в себя, в справедливость этого мира. «Я пишу вам, потому что считаю вас самым человечным», — говорится в письме.
Когда выдавались редкие минуты отдыха, Эрвье любил проводить их на природе с фотоаппаратом или фоторужьем.
Нежным и заботливым мужем предстает Эрвье в письмах, которые он писал своей жене Ксении. Дети пошли по стезе отца, сын Александр был буровым мастером, дочь Мария — преподавала в индустриальном институте, внук Юра стал кандидатом физико-математических наук, подрастает правнук Глеб, который живет в Томске.
Название экспозиции, как рассказали в оргкомитете, было выбрано благодаря строкам из военного дневника Юрия Эрвье: «Солнце, которое я любил и люблю всю жизнь… Я наполнился уверенностью, что всё в моей жизни закончится хорошо! И тем ещё, что день, когда я умру, будет пасмурным: чего ж умирать в солнце…».