Учащиеся 11 класса посетили Тюменский нефтяной научный центр компании «Роснефть».
Знакомство с будущими профессиями — основа профориентации для подрастающего поколения. Именно поэтому по просьбе департамента образования и науки Тюменской области служба по работе с персоналом РН-Уватнефтегаза организует серию экскурсий школьников на объекты компании, где будущим нефтяникам о своей работе рассказывают настоящие профессионалы. Их участниками уже стали 140 школьников из Армизона, Ишима, Ялуторовска, Тюмени и Успенки.
Одиннадцатиклассникам школы села Успенского невероятно повезло, они побывали в Тюменском нефтяном научном центре компании «Роснефть», где собственными глазами увидели, в чем заточено черное золото Сибири, в каких породах залегает нефть и узнали много нового о добывающих предприятиях, например об РН-Уватнефтегазе и Уватском проекте, над реализацией которого в Роснефти трудятся более 1400 человек.
Научный центр компании — объект охраняемый и закрытый, экскурсии на него обычно не водят, заверил эксперт по литологии Александр Вилисов. Познакомившись с ребятами и проведя краткий инструктаж, Вилисов пригласил гостей в огромное помещение, где на металлических полках хранятся образцы горной породы со всей России — кернохранилище.
«Здесь вся информация о нашей земле, — рассказал эксперт центра. — Породы, которые вы видите на полках, самого различного возраста. Среди них есть как молодые — 50 млн лет, так и древние — 500 млн лет. Это своеобразная каменная книга, которая позволяет читать нам российские недра».
Керн — это те породы, которые нефтяники достают из скважин во время бурения. Специальный снаряд выбуривает породу и заключает ее в алюминиевую капсулу, которую в дальнейшем консервируют и отправляют в Тюмень на исследования.
Разумеется, поднять каменный столб с глубины в тысячи метров — задача трудная и дорогостоящая, но затраты окупаются. Ведь по образцам породы геологи как по медицинской карте могут определить все необходимые условия для добычи нефти. А если что-то пока добыть невозможно — не беда, керн будет храниться здесь до тех пор, пока не наступит время испытания новых технологий.
«Если вы придумаете новый буровой раствор или технологию извлечения нефти, вы придете в наш центр, — объяснил эксперт. — Мы достанем керн, подготовим прибор и посмотрим, насколько эффективно он будет выталкивать нефть из этой породы. Вот для чего хранится керн».
«Причем тут камни, горная порода, вы же добываете нефть?» — удивились успенские школьники. В том то и дело, что нефть заперта в каменной ловушке в пористых породах. А керн — ничто иное как образец этой нефтеносной породы.
«Нефтеносные породы насыщены органическими остатками, — продемонстрировал черные маслянистые на вид цилиндры Александр Вилисов. — Много миллионов лет назад в море, которое располагалось на территории Западной Сибири, жили мелкие водоросли и простейшие организмы. Они падали на дно и превращались в органическое вещество, которое под воздействием давления и температуры концентрировалось в капельки нефти». Так что о нефтяных озерах школьником придется забыть, добыча нефти — задача наукоемкая и очень сложная.
«Можно ли искусственно создать залежь?» — не унимались участники экскурсии. Пока, по словам эксперта, люди освоили только производство биогаза из отходов пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Покинув кернохранилище, ребята отправились в цех, где столбики керна моют и распиливают таким образом, чтобы их было удобно изучать в дальнейшем. Затем они побывали в лаборатории магнитно-резонансной томографии, внимательно выслушали рассказ о внутренней структуре породы, порах, в которых содержится нефть и газ, а также кавернах и полостях.
В следующей лаборатории они узнали о специальной методике фотографирования керна в дневном и ультрафиолетовом свете. Дело в том, что нефть и газ, которые содержатся в породе, в ультрафиолете начинают светиться. Нефть окрашивает керн в яркие желтые цвета, а газ в голубой. «Ультрафиолет показывает, на какой глубине нефть насыщает породу, и вы можете сидя за столом составить заключение и написать, что в этой скважине нужно добывать нефть с определенной глубины», — пояснил Александр Вилисов.
Тюменское кернохранилище — одно из самых крупных в России, а ТННЦ, в свою очередь, самый крупный научный центр Роснефти, в котором трудятся около 700 ученых. Он оснащен мощнейшим оборудованием, к примеру, электронными микроскопами, работу которых также продемонстрировали успенским школьникам.
Порода включает в себя поры и кристаллы. В порах могут находиться глинистые минералы, не зная о которых, нефтяники рискуют испортить все месторождение. «Если глины любят воду, то при подаче воды для создания давления минералы заполнят все поры и дальнейшая добыча нефти станет невозможной, — рассказал Александр Вилисов. — Вы потеряете огромные деньги на пробуренные скважины, а все потому, что не изучили породы».
Вообще, большинство серьезных ошибок случается именно тогда, когда нефтяные компании уделяют недостаточно внимания исследованиям пород, с которыми работают, в завершение экскурсии подчеркнул эксперт центра.
Уже на улице, дожидаясь школьного автобуса, ребята обсудили свои впечатления от посещения научного центра. «Это очень познавательная экскурсия для тех, кто интересуется геологией и нефтяной промышленностью, — признался одиннадцатиклассник Денис Мельников. — Я не планирую связывать жизнь с этими сферами, но мне было интересно узнать о том, как добывается нефть. Многого я просто не знал! Здорово, что нам с классом удалось побывать здесь, тем более мы не слишком часто выезжаем на какие-либо экскурсии».
Наверняка школьники, посетившие кернохранилище, хорошо запомнят полученные знания по геологии и нефтедобыче. И уж точно не забудут, что в нефтяной отрасли работают настоящие специалисты, труд которых интересен, сложен и очень ответственен. Вполне возможно, что кто-нибудь из выпускников Успенской школы свяжет свою дальнейшую жизнь с нефтянкой и с Уватнефтегазом.