В СибНИИНП уверены, что стратегия повышения нефтеотдачи состоит в создании новых технологий добычи сырья.
В Западной Сибири есть силы, которые способны обеспечить хорошее будущее молодому поколению. Об этом, выступая на международном инновационном форуме «НефтьГазТЭК-2011», заявил генеральный директор СибНИИНП Сергей Бастриков.
Согласно докладу Сергея Бастрикова, извлекаемые запасы углеводородов в Югре можно нарастить в необходимых объемах при активной сейсморазведке и разведочном бурении около 1 тыс. скважин в год. На это требуется ежегодно более 40 млрд рублей инвестиций. Таким образом, разведка новых запасов нефти в объемах, позволяющих стабилизировать добычу истощающихся ресурсов, малопривлекательна для инвесторов и государства из-за высоких рисков и стоимости.
Сергей Бастриков отметил, что в 2007—2008 годах Югра вышла на максимальный годовой объем добычи нефти — 278 млн тонн. К началу 2011 года годовая добыча нефти в регионе сократилась на 12 млн тонн. Среди причин спада — систематическое снижение дебита вновь вводимых скважин, снижение эффективности бурения горизонтальных скважин и боковых стволов. Кроме того, истощаются высокопродуктивные залежи в меловых отложениях. Отмечается перераспределение остаточных извлекаемых запасов нефти в сторону менее продуктивных ачимовского и юрского комплексов.
Глава СибНИИНП обратил внимание участников встречи на завышение значений коэффициента извлечения нефти до 1,5 и более раз, например, на Талинском и Кетовском месторождениях. Завышенные показатели, по мнению Сергея Бастрикова, создают иллюзию наличия достаточного количества нефти, что снижает объемы запасов, извлекаемых с помощью инновационных технологий. В целом по Югре принято на государственный баланс 37,5% извлекаемых запасов нефти. Извлечено 21,3%. В пластах осталось 78,6% геологических запасов, извлечение 16,2% из них остается под вопросом.
«Современная наука не дает ответа, как реально и эффективно извлечь эти крупнейшие остаточные запасы нефти. Очевидно, что традиционные технологии разработки месторождений исчерпали свои возможности для роста добычи. Следовательно, стратегия повышения нефтеотдачи состоит в создании новых технологий нефтедобычи, которые должны базироваться на глубоких фундаментальных исследованиях», — сказал Сергей Бастриков.