В 2009 году "Транснефть" намерена увеличить затраты на трубопроводные проекты.
В 2009 году «Транснефть» намерена увеличить затраты на трубопроводные проекты. Об этом сообщил глава компании Николай Токарев. Инвестплан монополии в этом году составит 217 млрд руб. Это примерно на 13% выше уровня прошлого года. На 21% увеличено финансирование строительства первой очереди трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». В целом на строительство ВСТО в 2008 году планируется направить 95 млрд рублей. По словам Токарева, запущена первая очередь трубопровода будет 25 декабря 2009 года. Консолидированная выручка Транснефти в 2008 г составила, по предварительным данным, около 248 млрд руб., прибыль — около 70 млрд руб. Предполагается, что 30% инвестпрограммы будет профинансировано за счет собственных средств компании, остальное — за счет привлеченных средств. На период до 2020 года, инвестиции в новые проекты составят 713 млрд рублей, на расширение существующих мощностей — 109 млрд рублей, сообщается на сайте нефтетранспортной монополии. Как напоминает эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев, смета строительства первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» уже несколько раз пересматривалась в сторону увеличения. Это неудивительно, поскольку ВСТО — сложный и масштабный проект, и даже сейчас нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что озвученная Николаем Токаревом сумма будет окончательной, отмечает он. Помимо окончания первой ветки ВСТО у компании на следующий год есть и другие, не менее амбициозные планы, такие как начало второй ветки нефтепровода, а также начало строительство нефтепровода БТС-2, который позволит России экспортировать
нефть в Западную Европу в обход Белоруссии и Польши. Таким образом, перед компанией встает серьезный вопрос — где в условиях финансового кризиса брать средства на свои проекты. Собственные средства компании составят 54 млрд рублей,
таким образом, для финансирования инвестиционной программы Транснефти предстоит привлечь 163 млрд руб. Для финансирования строительства БТС-2 компания планирует выпустить облигации на сумму 135 млрд руб. со сроком погашения от 3 до 12 лет. Что касается ВСТО, то тут большие надежды возлагаются на китайские инвестиции, напоминает аналитик. На данный момент продолжаются переговоры между китайской госкорпорацией CNPC, Транснефтью и Роснефтью о предоставлении кредитов российским компаниям в обмен на долгосрочный контракт на поставку нефти. Если сторонам удастся договориться, Транснефть может получить от Китая $ 10 млрд. Однако пока что Россия и Китай не могут согласовать условия кредита, а также экспортную цену российской нефти. Ранее по схожей схеме Роснефть брала у Китая кредит на покупку Юганскнефтегаза, заключив в обмен экспортный контракт на пять лет. Однако оказалось, что цена, которая была согласована на тот момент (предполагала дисконт в $ 3 к средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяц поставки), впоследствии оказалась для российской стороны неприемлемой. Таким образом, сторонам предстоят серьезные торги — Россия не хочет заключать контракты на прежних, не очень выгодных для себя условиях, Китай же, в свою очередь, предоставляя кредит в условиях финансового кризиса, тоже, скорее всего, не очень
охотно пойдет на уступки, отмечает Петр Клюев. По словам Николая Токарева, переговоры о предоставлении кредита «вышли на уровень, требующий политического согласования». Эксперт подчеркивает, что эти переговоры крайне
важны для российских нефтяников, от их хода в немалой степени зависит то, будет ли первая очередь ВСТО действительно запущена в конце 2009 года (сроки запуска нефтепровода тоже несколько раз сдвигались). Между тем, реализация проекта строительства ВСТО — важный этап, который позволит России расширить свое присутствие на перспективном рынке стран АТР и отчасти переориентировать поставки черного золота с запада на восток.