Сегодня в г. Атырау состоялась презентация первого пускового комплекса магистрального нефтепровода «Кенкияк-Атырау», в реализации которого огромную роль сыграла российская компания ОАО «Стройтрансгаз», выбранная генподрядчиком проекта.
Заказчиком проекта является ЗАО «Северо-Западная трубопроводная компания «МунайТас». Учредители: ЗАО «Национальная компания «КазМунайГаз» (51% акций) и ТОО «Китайская Национальная Нефтяная Компания Интернационал в Казахстане» (49% акций). Нефтепровод соединит нефтеперекачивающую станцию «Кенкияк» с нефтеперекачивающей станцией «Атырау» ЗАО «КазТрансОйл» и далее с экспортными терминалами Каспийского трубопроводного консорциума и нефтепровода «Атырау-Самара». Потребителями данной системы станут все нефтедобывающие предприятия, расположенные по трассе нефтепровода «Кенкияк-Атырау». Основные из них: «CNPC Актобемунайгаз», «Казахойл-Актобе», «Казахойл-Эмба», «Казахтуркмунай» и др.
Как отметил на презентации премьер-министр Республики Казахстан Имангали Нургалиевич Тасмагамбетов, Казахстан таким образом получил не просто инфраструктурный объект, но и проложил прочную нить, которая связывает казахстанские нефтяные месторождения с мировыми рынками.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в центре информации и общественных связей ОАО «Стройтрансгаз», строительство нефтепровода было начато в середине 2002 года. Обязательным условием заключенного контракта с ОАО «Стройтрансгаз» стал пункт привлечения в качестве субподрядной организации казахстанской компании для выполнения 53% строительных работ. Такой организацией стал ЗАО «КазСтройСервис» — дочерняя компания Национальной компании ЗАО «НК КазМунайГаз». Базовую проектно-сметную документацию разработал НИПИ «КаспийМунайГаз» (г.Атырау). Рабочий проект подготовлен ГАЗНИИПРОЕКТ (г.Самара) — дочерним предприятием ОАО «Стройтрансгаз». Технический надзор за поставкой труб и за всем строительством объекта вела британская независимая инспектирующая компания «Moody International Ltd». Работы велись на разных участках семью потоками с помощью субподрядных организаций ОАО «Стройтрансгаз» и ЗАО «КазСтройСервис». Поставленная трубная продукция изготовлена заводами России и Китая.
Проект следовал стратегии ускоренного выполнения работ. Строительство стало своеобразной творческой лабораторией для испытания и внедрения новых технологических решений, которые до настоящего времени в области строительства нефтегазового сектора Казахстана не применялись. Это позволило в сжатые сроки завершить строительство линейной части нефтепровода «Кенкияк-Атырау». Средняя скорость строительства трубопровода составляла 7−8 км в день.
При строительстве было уделено особое внимание экологическому аспекту: вопросам рационального природопользования, снижения отрицательного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности. Чтобы максимально снизить риск загрязнения природы, были найдены новые инженерные решения. Так, при переходе через реку Урал был применен метод горизонтально-направленного бурения, который исключает отрицательное воздействие на окружающую среду и позволяет сохранить в естественном состоянии русла и берега рек.
Прокладка трубопровода осуществлялась на глубине 19,49 метров под дном реки с бурением скважины протяженностью 841,18 метров. В результате согласованной работы бестраншейный вариант прокладки трубопровода через основную водную преграду был выполнен успешно.
В процессе строительства линейной части нефтепровода «Кенкияк-Атырау» было задействовано 470 единиц спецтехники и привлечено более 1000 человек.
Первоначальная пропускная способность трубопровода составит 6 млн. тонн нефти в год с последующим наращиванием до 12 млн. тонн в год. Протяженность маршрута «Кенкияк-Атырау» — 448,8 км.
Строительство магистрального нефтепровода «Кенкияк-Атырау» — важнейший этап в усовершенствовании транспортной инфраструктуры республики и начало будущего трансконтинентального нефтепровода «Западный Казахстан-Китай».