Региональным властям позволили в отдельных случаях превышать допустимые ограничения роста.
Региональные власти получат возможность увеличивать тарифы на энергетические ресурсы в обмен на инвестиции со стороны ресурсоснабжающих организаций. Об этом, комментируя итоги выездного окружного совещания по вопросам государственно-частного партнерства и регулирования тарифов, заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.
По инициативе Минстроя с 2016 года вводится долгосрочное ограничение роста совокупной платы за жилищно-коммунальные услуги. В среднем по стране ежегодный рост составит 4%. В рамках этих ограничений губернаторы регионов имеют все возможности устанавливать тарифы на тепло, газ, воду и электроэнергию. Но только с условием, что совокупный рост платы за ЖКУ не превысит ограничений, которые установило правительство регионам, а губернаторы — своим муниципалитетам.
Сделано лишь два исключения. Если в отдельном муниципалитете модернизируется инженерная инфраструктура, а это требует большего роста тарифа, то по согласованию с депутатами местного парламента эти ограничения могут быть превышены. Но это делается публично, с объяснением проживающим в муниципалитете гражданам, почему нужен больший рост платы за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в своем решении органы власти должны привести аргументацию.
Второе исключение — возможность увеличения объема платежей только в обмен на инвестиции и повышение качества услуг. В таком случае, по решению правительства региона, рост тарифов может составить не 4%, а, например, 6%. Такое решение может быть принято в случае, если появляется концессия, приходят частные инвестиции, а сами инвестиционные программы составлены с такими целевыми показателями, что люди реально получат более высокий уровень услуг.
«Долгосрочные тарифы устанавливаются в обязательном порядке в рамках ограничений по плате граждан. Такой подход, безусловно, выгоден и бизнесу. Вот тебе установили тариф минимум на три года вперед, ты в рамках этого тарифа спокойно занимаешься модернизацией, сокращаешь издержки, и никто не забирает у тебя экономию. Она остается в твоем распоряжении. У бизнеса появляется мотивация делать инфраструктуру лучше и современнее», — пояснил заместитель министра.
У Андрея Чибиса попросили разъяснений по поводу повышения тарифов в обмен на инвестиции. В настоящее время у всех ресурсоснабжающих организаций региона есть инвестиционные программы. Выходит, что превысить ограничения можно будет, повышая тарифы на все ресурсы? Заместитель министра ответил, что задача Региональной энергетической комиссии вместе с муниципалитетами найти оптимальную модель, а на приоритет должен указывать губернатор.
Например, в Тюмени рассматривает появление подземного источника воды, чтобы обеспечить водоснабжение на долгие годы. В связи с этим с большой долей вероятности приоритетом губернатор выберет именно водоснабжение. Следовательно, опережающий рост тарифов будет именно на воду. Андрей Чибис согласился, что возможен конфликт интересов, поскольку любая организация хочет заполучить наибольший тариф себе. Но это, по словам замминистра, вопрос адекватной объективной работы региональной власти.
«Любой монополист рисует красивые инвестиционные программы. Возникает вопрос, а имеют ли смысл такие инвестиции именно сегодня? Вопрос не столько в объемах инвестиций, сколько в их эффективности. В любом случае, инвестиционные программы утверждают органы власти субъекта Федерации. Мы, как федеральная власть, ввели соответствующее ограничение по платежам и дали механизм исключения. Больше вмешиваться не будем. Мы говорим: губернатор, твоя зона ответственности — модернизация, обеспечение качества услуг и позитивные изменения в ЖКХ», — сказал Андрей Чибис.