Российские нефтесервисные предприятия могли бы с успехом работать на зарубежных рынках, в той же Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Казахстане.
Российские нефтесервисные предприятия могли бы с успехом работать на зарубежных рынках, в той же Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Казахстане. Среди преимуществ отечественных фирм — сильная научная база, большое количество собственных разработок, динамичное развитие, свободные кадровые ресурсы, конкурентоспособные цены и сроки поставок. «Если эти предприятия успешны в России, мы хотели бы включить их в сеть поставщиков по всему миру», — заявила Ольга Бородина, директор по контрактам и материально-техническому обеспечению концерна Shell в России, выступая на нефтесервисном форуме в Тюмени. В начале 2007 года Shell организовала специальную группу по привлечению российских предприятий на зарубежные рынки, начали с тех, с кем уже имелся опыт совместной работы на Сахалине и в Сибири. По словам Бородиной, группа старается информировать зарубежных коллег о деятельности российских предприятий, помогает им при участии в тендерах, проводит обучение, объясняет детали контрактных процедур, проводит технические аудиты. Уже есть положительные результаты. Так, в Сирию, Нигерию, Оман россияне поставлялилинейные и обсадные трубы, буровые долота. Повысился интерес отечественных предприятий к зарубежным контрактам. Свою роль здесь сыграл кризис. В том же 2007 году многие российские предприятия не стремились за границу, потому что получали хорошую прибыль внутри страны. Однако кризис обнажил уязвимость такой позиции. Впрочем, в деле выхода российских предприятий на зарубежные рынки не все так гладко. Многие привыкли к определенным методам ведения бизнеса в России, от которых нужно отказаться за границей, там действуют другие, как правило, более жесткие правила игры. Например, у многих местных нефтегазовых компаний очень четкие требования к тем же тендерным документам. Во-первых, вся документация должна быть переведена на английский язык. Во-вторых, в ряде стран законодательство требует наличия местного агента. Был ряд случаев, когда российские компании выбирали не очень удачных агентов, с которыми потом приходилось даже судиться, поделилась представитель Shell. Необходимо предусмотреть сервисную поддержку оборудования в странах потенциального присутствия. Иногда требуется даже наличие ремонтной базы в регионе. Порой россияне терпели неудачу на зарубежных рынках не по техническим причинам, а по ценовым. Наши компании бывают неконкурентоспособны по цене по сравнению с теми же китайскими производителями и даже порой европейцами или американцами, посетовала Ольга Бородина.