Активная экспансия зарубежных компаний на нефтесервисном рынке стала главной темой круглого стола «Проблемы отечественного нефтесервиса», проходившего в рамках форума «НефтьГазТЭК».
Активная экспансия зарубежных компаний на нефтесервисном рынке стала главной темой круглого стола «Проблемы отечественного нефтесервиса», проходившего в рамках форума «НефтьГазТЭК».
Как отметил президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор МП «ГеоИнТЭК» Владимир Борисов, еще 10 лет назад доля зарубежных компаний на российском нефтесервисном рынке составляла всего 10% от объема оказываемых услуг, 90% приходилось на отечественные предприятия. На сегодняшний день соотношение кардинально поменялось. На долю иностранных компаний приходится 65%.
Решить данную проблему, по мнению участников круглого стола, могла бы разумная политика государства в части лоббирования интересов местных предприятий при выстраивании взаимодействия с нефтяными компаниями. Подобная практика успешно реализуется в Норвегии, где 70% объема работ на шельфе закреплено за национальными компаниями и только 30% отдается на субподряд иностранным фирмам. Укрепить позиции российского нефтесервиса могли бы и некоторые законодательные инициативы.
«Известно, что в США НДС составляет всего 10% и направляется на развитие фундаментальной науки. Страна инвестирует в будущее. В России данный налог составляет 18%. Плюс ко всему, согласно российскому налоговому законодательству, НДС наши компании должны платить ежемесячно, тогда как оплату по договорам мы получаем не ранее 60−90 дней», — пояснил Владимир Борисов.
Его точку зрения разделил и еще один представитель нефтесервисного рынка, генеральный директор ООО «Югсон-сервис» Анатолий Киреев. «При возникновении подобных вопросов руководство страны часто ссылается на то, что нефтяная отрасль сегодня представлена преимущественно независимыми нефтегазовыми компаниями, на которые не так просто воздействовать. Хотя очевидно, что данные вопросы могут быть урегулированы». В этой связи, считает он, единственный выход для отечественных предприятий повысить свою эффективность — пойти по пути кооперации, консолидации усилий для выполнения крупных проектов «под ключ».
Участниками круглого стола также был отмечен положительный опыт Тюменской области по предоставлению 8-процентной компенсации стоимости товаров и услуг, закупаемых нефтяными компаниями у местных поставщиков, а также готовность руководства региона к диалогу и совместному решению существующих проблем отрасли.