Россия развивает сеть нефтепроводов, ищет выходы на новые перспективные рынки энергоносителей. В настоящее время рассматриваются два возможных проекта: маршрут из Ангарска в китайский порт Дацин и маршрут «Ангарск-Находка».
В июле прошлого года в Москве было подписано российско-китайское соглашение о разработке технико-экономического обоснования нефтепровода Ангарск-Дацин для поставки в Китай компаниями «ЮКОС», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Сибнефть» 20 млн тонн нефти в год с 2005 года и 30 млн тонн — с 2010-го. Технико-экономическое обоснование проекта разрабатывает «Транснефть».
Параллельно «Транснефть» ведет работу над ТЭО альтернативного нефтепровода к порту Находка на российском тихоокеанском побережье. Планируемая пропускная способность этого маршрута — 50 млн. тонн в год, протяженность — 4 тыс. км, стоимость оценивается в 3−5 млрд долл.
Порт способен принимать супертанкеры грузоподъемностью до 500 тыс. тонн. Выбор —
Довольно долго эта идея не пользовалась особой популярностью. Есть большие сомнения относительно того, сможет ли российская нефть конкурировать там с нефтью Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Ответ на этот вопрос требует анализа совокупности разнородных факторов при наличии многочисленных неопределенностей, — отмечает РБК.
При этом необходимо учитывать и особенности бухгалтерии российских нефтяных компаний, сильно затрудняющие получение достоверных оценок.