Предлагаемые ФАС поправки в антимонопольное законодательство создают все больше неопределенности для нефтяных компаний, считают в "Газпром нефти"
Предлагаемые ФАС поправки в антимонопольное законодательство создают все больше неопределенности для нефтяных компаний, а нарушение нечетко прописанных правил влечет за собой ответственность — фактически ответственность за несовершенные действия: компания становится «без вины виноватой». Об этом заявила на конференции «Развитие конкуренции и снятие административных барьеров: проблемы и пути решения» заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам «Газпром нефти» Елена Илюхина. Три года назад принятие закона о защите конкуренции позиционировалось ФАС как создание «антимонопольной библии», которая установит и сделает прозрачными «правила игры» и будет способствовать развитию конкуренции, заявила Елена Илюхина. «В реальности мы получили усиление госконтроля и монополизацию функций ФАС», — констатировала она. Год назад был принят «второй антимонопольный пакет», в дополнениях к которому была введена уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ) за фактически недоказанные и, возможно, не совершенные действия. «Таким образом, „второй“ и „третий“ антимонопольные пакеты создали и создадут еще больше неопределенностей, а „правила игры“ остаются по-прежнему не ясными бизнесу», — заявила представитель «Газпром нефти».В качестве примера совершенствования антимонопольного законодательства она привела первый антитрастовый закон США — Акт Шермана: «Вспоминая Акт Шермана как образчик совершенствования антимонопольного законодательства, те, кто его приводят в пример, забывают отметить, что первые существенные поправки в это закон были сделаны только спустя 24 года после его создания, второй раз закон был преобразован через 20 лет, а третий — через 22 года. Не торопимся ли мы создавать все новые и новые пакеты? „Третий“, „четвертый“ антимонопольные пакеты — сколько их еще будет?» — задалась вопросом Елена Илюхина. По ее мнению, так называемые «исторические дела» ФАС против нефтяников через 10 лет вряд ли будут вспоминаться как ключевые в вопросе антимонопольной политики России. Скорее всего, считает представитель «Газпром нефти», 2008−2010 годы запомнятся, в первую очередь, как история про контроль над ценами, а не история про конкуренцию."Бизнес-сообщество и государство должны четко понимать и одинаково трактовать, какие действия являются недопустимыми, — заявила она. — Для совершенствования антимонопольного законодательства и установления «правил игры» необходим комплекс мер".Бизнес-сообществу необходимо разъяснить нормы «монопольно высокой цены» и «согласованных действий». Кроме того, в особом уточнении в законе нуждается порядок установления «доминирующего положения» и порядок определения границ рынка. В антимонопольном законе необходимо определить границы понятия «группа лиц» и разграничить «параллельные действия» и «картельный сговор»."Важнейшим пунктом программы бизнес-сообщества является необходимость инкорпорирования в Закон о конкуренции принципов т. н. приказа ФАС № 108, что создаст большую определенность для всех игроков на рынке, — заявила Елена Илюхина. — Это связано с тем, что данный приказ является основным регулятивным документом, который регламентирует порядок проведения анализа на товарных рынках: он существенно расширяет некоторые нормы действующего законодательства. Изменения в антимонопольном законе должны обеспечить переход от ценового контроля к структурным изменениям в экономике", — заключила она. Для повышения эффективности диалога между ФАС и бизнесом Елена Илюхина, как сообщает пресс-служба «Газпром нефти», предложила задействовать площадку Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ.