В настоящее время перепроизводство нефти составляет примерно 1-1,5 млн баррелей.
_100 долларов за баррель — оптимальная цена на нефть, позволяющая устойчиво развиваться странам-экспортерам нефти. Об этом заявил на заседании Столыпинского клуба профессор, руководитель департамента мировой экономики Высшей школы экономики, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве России Леонид Григорьев. Тема очередного заседания Столыпинского клуба: «Российская экономика в современных условиях: вызовы и возможности». Ключевым в выступлении Леонида Григорьева стал вопрос цены на нефть. Но коснулся лектор и других вопросов, как политических, так и экономических._
Адекватная цена
Эксперт озвучил основные выводы исследования «ТЭК и государственный бюджет». По его словам, 80-90 долларов за баррель — это та цена на нефть, которая будет сохраняться в ближайшие годы, если не будет политического влияния, войн и катаклизмов. В настоящее время перепроизводство нефти составляет примерно 1-1,5 млн баррелей. Потребление во всем мире составляет 91,5 млн баррелей в год. По прогнозу на 2015 год, при условии продолжения экономического подъема, перепроизводство нефти вырастет еще на 1 млн баррелей. Если не произойдет гигантского выброса нефти на рынок или снижения потребления, основной угрозой для продавцов является долгосрочное снижение энергоемкости мирового продукта.
По-прежнему одним из самых влиятельных игроков на нефтяном рынке остается Китай. Примечательно, что в последние годы китайцы стали потреблять меньше нефти. Это объясняется чисто административными причинами. Поскольку в стране большое количество автомобилей, жители Китая ездят по четным и нечетным дням. Как следствие, потребляют очень мало бензина. Кроме того, влияют на ситуацию на рынке исламисты в Ираке. По сути, это самая богатая террористическая организация в мире. Они продают на черный рынок примерно 30 тыс. баррелей нефти в день. Причем они продают нефть очень дешево — не дороже 30 долларов за баррель.
Цена на нефть может формироваться отчасти искусственно. Леонид Григорьев напомнил о событиях 1986 года, когда формально Саудовская Аравия боролась с Венесуэлой за власть в ОПЕКе. В результате сложившаяся ситуация отразилась и на других странах, в том числе на Советском Союзе. Тогда цена на нефть на мировом рынке почти на десять лет опустилась с 50 до 15 долларов за баррель. В результате страны-экспортеры нефти потеряли сотни миллиардов долларов, как и сама Саудовская Аравия. В 1998 году арабы также искусственно снизили цены на нефть. Однако, по мнению Леонида Григорьева, впредь саудовцы не станут «наступать на те же грабли».
Как влияет политика
Эксперт сообщил, что возможны различные политические воздействия на цены. Например, Евросоюз после 2004 года оказался в значительной мере под давлением Прибалтики и Польши. Молодые чиновники со старой ненавистью политических элит к России сместили европейскую политику в Брюсселе: поляк Дональд Туск — глава Европарламента, восточноевропейские чиновники занимают ключевые посты в руководстве Европейского союза. Среди прочего именно это сдерживает строительство газопровода «Южный поток», который был бы выгоден таким странам как, например, Словения. Заинтересованным государствам не хватает политического веса в Европе.
По словам Леонида Григорьева, многие эксперты в Европе понимают пользу отказа от транзита газа через Украину. Тем более что Газпром готов строить за свои деньги газопровод «Южный поток». Это избавило бы европейские страны от множества рисков и политических последствий. На Украине в настоящее время действуют пять электростанций, работающих на угле, которые снабжают Киев и Днепропетровск. Они расположены в Донецкой области, но в настоящее время находятся без угля. Киев готов купить 2 млн тонн угля у ополченцев. Но при этом Украина имеет контракты с Россией на 6 млн тонн угля. То есть политика и экономика на Украине тесно переплетены.
Свой вклад в формирование цен на углеводороды стремятся внести и Соединенные Штаты Америки. Традиционно американцы желают получить энергетическую независимость. Но даже если это произойдет, они не смогут переломить ситуацию на рынке. Американская нефть не будет дешевой. А если американский газ придет в Европу, это будет «политический» газ, и цена его не будет низкой. «Цены на нефть больше 100 долларов за баррель никогда не должно было быть. Это ненормально. Никогда не было оснований для цены 120 или 140 долларов на длительное время. Никакой экономики под этим нет», — убежден Леонид Григорьев. По его словам, такие цены — подарок судьбы.
Есть ли альтернатива?
Профессор отметил, что попытки уйти от газа в Европе пока идут очень плохо. Например, немцы одновременно стремятся избавиться и от атома, и от газа. Это, по мнению эксперта, крайне загадочно. Внутри Германии не прекращаются споры о будущем энергетики и промышленности. Именно на промышленность приходится половина потребления электричества в Германии. Ее нужды не способны обеспечить альтернативные источники энергии — солнечные батареи и ветряки. По крайней мере, в обозримом будущем. Возобновляемая энергетика делает каждый киловатт-час дороже на 3-4 цента. А это уже напрямую отразится на населении.
По прогнозу Леонида Григорьева, таких рывков экономического развития, как в 2007 году, миру ждать уже не приходится. Тогда среднегодовые темпы роста экономики были по 3-4% во всем мире. Такого бума в истории капитализма еще не было. Не существовало стран, которые были в кризисе. Но глобус просто не мог выдержать роста потребления энергии по всему миру. Цены взлетели и закрепились. Во всем мире эксперты стали считать, при какой цене нефти балансируются бюджеты государств. В странах-членах ОПЕК при цене 80 долларов за баррель удерживаются бюджеты только Катара, ОАЭ и Кувейта. Большинству для устойчивого развития нужна цена за нефть, хорошо превышающая сотню.
Не воровать, а инвестировать
На заседании Столыпинского клуба говорили не только о ценах на нефть, но и о том, как продолжать развитие в сложившихся условиях. Одна из главных проблем, по словам Леонида Григорьева, заключается в том, что россияне не инвестируют. Норма накопления средств у граждан страны составляет всего 22-24% от внутреннего валового продукта. Объем капиталовложений остается ниже, чем был в РСФСР в 1989 году, при этом в полтора раза больше личное потребление. Основное достижение после 20 лет со времени распада СССР — личные коттеджи. Эксперт убежден, что россиянам нужно эффективней использовать деньги и технологии. Это даст положительный эффект.
Что нужно делать, чтобы деньги работали эффективнее? Это, уверен профессор, проблема федеральных, региональных, деловых, интеллектуальных элит России. «Нужно испугаться за будущее страны. Пугается ли наше правительство? Во всяком случае, вида не показывает. А главный удар придется не по правительству, а по нам. Надо дать нормально работать бизнесу и гражданскому обществу», — сказал Леонид Григорьев. Он посетовал, что в условиях кризиса люди занимаются личным обогащением, а не решением общих проблем. При этом внутрикорпорационная коррупция в стране еще хуже, чем государственная. Ее почти невозможно выявить.
России нужны другие условия хозяйствования, уверен Леонид Григорьев. В качестве яркого положительного примера он привел полководца Александра Суворова. Помимо выдающихся качеств в военном деле, он был великим строителем, создавал укрепления Одессы и Балтики. «У него в «Науке побеждать» записано, что надо расстреливать всех интендантов раз в три месяца без суда. Он имел в виду строителей. Они все равно воровали, но на уровне ротного каптенармуса. И те части, которые Суворов готовил в мирное время, выигрывали войны. И отнюдь не тем, что он бежал впереди с выпученными глазами и кричал: «Даешь Измаил!», — сказал Леонид Григорьев.
Комментарии
Лариса Невидайло, председатель ТРО ООО «Деловая Россия», уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области: «Столыпинский клуб — проект «Деловой России», в рамках которого, обсуждая актуальные темы с приглашенными экспертами, участники могут получить ответ на многие вопросы. Конечно, сегодня один из самых интересующих региональное предпринимательство — состояние экономики и пути ее развития. Но сегодня, когда слишком многие говорят о сложностях, крайне важно смотреть вперед, четко видеть большие цели и совместно наполнять их жизнью. Ведь у нас много достойных примеров и в истории, и в настоящее время».
Мурат Нурпеисов, сопредседатель ТРО ООО «Деловая Россия»: «Разговаривая в кулуарах «Столыпинского клуба» с предпринимателями после общения с профессором Григорьевым, я слышал вопросы: «Так что же нам делать в сложившейся ситуации? И чего ждать от государства — помощи или затягивания налоговых гаек?»
Я хочу сконцентрироваться на первом вопросе. Нам нужно воспользоваться советом ученого и активно вкладываться в развитие человеческого капитала. Мы слишком зависимы от богатств нашей земли, но, к счастью, не сможем эксплуатировать это вечно. И хорошо, что существующая ситуация, помогает нам осознать этот тезис сейчас, когда наша земля еще богата ресурсами.
Наверное, сейчас самое благодатное время для реформы экономики, когда мы стимулировали больше потребление через рост зарплат и бюджетных расходов, а сейчас нам нужно реально стимулировать производство, развитие технологий и образование. Да, это нелегко, но благополучие текущего момента и благополучие в будущем часто находятся в противоречии».
Олег Чемезов, председатель правления УК «Партиком», руководитель экспертной группы АСИ (Агентство стратегических инициатив) по Тюменской области: «Встреча оказалась полезной. Собравшиеся поделились собственными наблюдениями и обсудили основные тренды. Сегодня чем больше происходит огосударствление нефтегазовой отрасли, тем быстрее растут издержки в этом направлении, отмечают эксперты. Гость справедливо указал на общее ключевое решение — оно в каждом из нас, в повышении эффективности работы каждого, в выстраивании логичных и экономически обоснованных взаимосвязей. Однако, отвечая на прямой вопрос, когда же запустятся логичные и всем понятные процессы преобразований, направленных на повышение эффективности российского производства, эксперт резюмировал: «Это проблема политической и экономической элит страны — они должны, наконец, испугаться за будущее России… Все, что нам нужно, уже было им предложено».
Эдуард Абдуллин, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области: «Не нужно паниковать по поводу снижения цен на нефть и ослабления рубля. Оба этих процесса довольно политизированы, что дополняется еще мощными спекулятивными атаками. По моему мнению, рубль сегодня естественным образом недооценен, его курс не соответствует тем значениям, что мы имеем по котировкам Форекса. И в ближайшее время эта ситуация должна выправиться, потому что есть политическая воля руководства страны и ЦБ как основного регулятора.
Что касается цен на нефть, то вопрос также на 100% политический. Похожая ситуация была в 1983—1986 годах, когда США и Саудовская Аравия договорились резко понизить цены на нефть, которая тогда была единственным источником поступления твердой валюты в бюджет СССР. Сегодня мы наблюдаем точно такой же тренд, когда эти две страны с помощью нефти решают свои задачи.
Что нужно делать жителям Тюменской области в сложившихся условиях? То же, что делали на протяжении последних восьми лет — развивать эффективную региональную экономику. За счет снижения административных барьеров, более эффективного контакта бизнеса с властью, от которой зависят многие аспекты инвестиционной привлекательности региона. Необходимо работать с инвесторами, создавать им максимально комфортные условия и в буквальном смысле этого слова приводить их сюда. Развивать новые виды производства тех товаров, которые до сегодняшнего дня не производились в Тюменской области.
Кроме того, очень важно заботиться о том, чтобы выводить местную продукцию за пределы России, делать нашу экономику более экспортноориентированной. Мы в чехарде последних событий забыли о том, что Россия вот уже два года как вступила в ВТО, и переходный период заканчивается. И нам сегодня нужно больше думать о том, как производить товары с высокой добавленной стоимостью, которые при этом были бы конкурентоспособны на зарубежных рынках. Эта стратегическая задача, которая может быть серьезной точкой роста и поможет обеспечить себе прогнозируемое будущее и наполнение бюджета, а также обезопасит наших производителей от интервенции транснациональных компаний, которые придут на рынок Тюменской области после окончания переходного периода».