Однако в отрасли остаются направления, в которых замена западным технологиям и оборудованию так и не была найдена.
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли по объемам производства приблизилось к 50%. Но 70% из 400 млрд рублей, направляемых нефтяными компаниями на закупку оборудования и технологий, осваивает иностранный нефтесервис. Об этом сегодня на конференции в Тюменском нефтегазовом университете по импортозамещению сообщил директор ЗапСибБурНИПИ Яраги Курбанов.
По информации Союза нефтегазопромышленников России, для бурения в Западной Сибири требуется около 1,5 тыс. современных буровых установок. Тогда как свердловский завод «Уралмаш» способен выпускать не более 25−30 тяжелых буровых станков в год. Легкие буровые установки, которые раньше выпускал Волгоградский завод, не отвечают современным требованиям. Также как и колтюбинговые установки, производство которых есть в Санкт-Петербурге, по технологическим качествам отстают от западных аналогов. Поэтому частные и государственные компании вынуждены покупать в огромном количестве буровую технику и оборудование в Китае.
«Доля отечественного оборудования и материалов в нефтедобывающей отрасли в среднем занимает 50%. Однако сохраняются целые направления, в которых российские аналоги не были даже разработаны, не говоря о их массовом внедрении», — подчеркнул Яраги Курбанов.
По его мнению, особо проблемными сферами в части импортозамещения остаются производство химических реагентов и материалов. Доля присутствия отечественных производителей в этих направлениях не превышает 30%. В качестве примера он назвал акриловые полимеры и их производные, выпуск которых в России прекращен. Также в стране до сих пор не начат выпуск собственных систем верхнего привода для буровых установок. Особенно остро стоит вопрос по геонавигации. С начала 2000-х годов и вплоть до настоящего времени оборудование для этой части работ остается западным.
Единственные направления, которые практически полностью обслуживают российские компании и где используется отечественное производство, — это тампонажные цементы и капитальный ремонт скважин.
Впрочем, опыт прошлых лет показывает, что возможен и обратный эффект, когда отечественные наработки становились востребованными во всем мире. Например, первыми разработчиками турбинных и забойных двигателей были советские инженеры. Эта продукция широко использовалась в стране и шла на экспорт.
В целом участники конференции уверены, что импортозамещение — это возможность поднять отечественное машиностроение на новый уровень и вывести нефтесервис в отдельный сектор отечественной экономики. Но кто будет заниматься развитием нового сектора экономики, пока остается под вопросом.