Правительству РФ предложено рассмотреть возможности экологизации транспортного налога.
Более 80% от общего количества загрязняющих веществ приходится на выхлоп от автомобильного транспорта. Об этом, выступая на круглом столе «Вопросы законодательного обеспечения стимулирования использования экологически чистого транспорта и поддержки его развития в РФ», заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
В России вопросам экологической чистоты автотранспорта уделяется недостаточное внимание, считает депутат. Практически во всех европейских странах для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей предоставляется целый ряд преференций. Среди них, в частности, налоговые льготы и выплаты им компенсации за использование экологически чистого автотранспорта. В России же обратная ситуация — владелец гибридной машины платит суммарный транспортный налог, при расчете которого складывается мощность двигателя внутреннего сгорания с мощностью электродвигателя.
При расчете транспортного налога для владельцев гибридной автотехники нужно исключить мощность электродвигателей, считает депутат, а также отменить транспортный сбор с машин на электрическом ходу и обнулить на них таможенные пошлины. Среди других мер стимулирования он назвал бесплатную парковку для электротранспорта и разрешение на проезд по полосе для маршрутного транспорта, говорится в материале, опубликованном на сайте Госдумы.
В ходе дискуссии особое внимание было обращено на низкое качество топлива на автозаправках. 40% бензина и дизельного топлива производятся путем добавки в их состав веществ, повышающих октановое число. «При сгорании такого топлива в атмосферу выделяются яды, наносящие вред такой же, как и боевые отравляющие вещества», — констатировал Вячеслав Лысаков.
В этой связи он предложил внести изменения в целый ряд законодательных норм, а также в налоговый кодекс РФ.
«Наша страна отстает от европейской практики по распространению экологически чистых автомобильных технологий», — подчеркнул он, добавив, что крупные мегаполисы страны «превысили допустимые нормы загрязнения воздуха», — продолжил тему первый заместитель председателя комитета по транспорту Михаил Брячак. Он предложил ужесточить меры ответственности в отношении автопредприятий, использующих автомобили с превышением норм токсичности вплоть до их закрытия.
Представитель ТПП Андрей Панов обратил внимание собравшихся на тот факт, что первый серийный автомобиль полностью на электрической тяге появился на рынке Европы в 2009 году. За последние четыре года ведущие страны мира приняли меры по стимулированию производства электроавтомобилей, что привело к их удешевлению и повышению спроса. В России же сегодня элетроавтомобиль стоит около двух миллионов рублей. Именно из-за цены в стране продается только несколько десятков таких машин в год, считает он. Для радикального снижения цены в 2−3 раза требуется господдержка.
По итогам «круглого стола» был выработан ряд рекомендаций. В частности, правительству предложено предусмотреть меры налогового стимулирования (экологизацию транспортного налога) для владельцев электро- и гибридного транспорта, а также создать систему стимулов и льгот для локализации производства экологически чистых транспортных средств в России.
Государственной думе рекомендовано поддержать инициативы, направленные на более широкое использование в России экологически чистого транспорта.