"Обкатать" идею можно в отдельных субъектах РФ, считает президент союза нефтегазопромышленников.
Огромные затраты нефтяных компаний на модернизацию производственно-технической базы отечественных НПЗ, обусловленные переходом на выпуск топлива более высоких экологических классов, уже не первый год больно бьют по кошельку российских автовладельцев. Согласно экспертным оценкам в ближайшее время падения цен ожидать точно не стоит, скорее наоборот.
По данным Союза нефтепромышленников России, средние цены на бензин вырастут к концу года на 10%. Менее утешительный прогноз приводят специалисты Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. По их мнению, удорожание в рознице может составить 5−15%. В этой связи определенная прослойка граждан, чьи доходы находятся на уровне прожиточного минимума, могут оказаться в сложной ситуации.
«Бензин продолжит дорожать. В этой связи мы должны выработать ряд мер, чтобы топливо было доступно всем слоям населения, вне зависимости от уровня их дохода», — подчеркнул президент нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль.
Решить проблему доступности топлива он предлагает тремя способами. Первый — за счет создания сети
социальных заправок, где цены для определенной категории людей были бы ниже, чем обычная розница. Второй вариант — введение талонной системы для тех же социально незащищенных категорий граждан (малоимущих, пенсионеров). Третий способ — ввод социальной нормы. Последняя форма поддержки определенных слоев населения успешно реализована в Иране. Лимит льготного топлива там составляет около 200 литров в месяц.
«В 2012 году у нас уже стартовал эксперимент по переходу на социальные нормы потребления коммунальных услуг. Возможно, процесс отпуска льготного топлива следует опробовать сначала на отделенных территориях. В любом случае эта тема заслуживает обсуждения», — отметил Геннадий Шмаль.
Он добавил, что не намерен выносить свои предложения на государственный уровень. Однако считает, что правительственным службам, отвечающим за социальные вопросы, следовало бы обратить внимание на проблему удорожания топлива и проанализировать существующие мировые практики поддержки определенных слоев населения.
Между тем, в Тюменской области средняя стоимость самого ходового бензина — АИ-92 — достигает 29 рублей. Стоимость дизельного топлива перевалила за 34 рубля, уступая АИ-98 всего несколько копеек.