Сводную программу геологического изучения недр Полярного и Приполярного Урала ученые и чиновники УрФО представят в МПР к 20 сентября
Как осваивать Полярный и Приполярный Урал обсуждали сегодня в Тюмени ученые и чиновники регионов УрФО. По большей части, заседание рабочей группы было презентацией подготовленных ХМАО и ЯНАО программ геологического изучения Полярного и Приполярного Урала на 2006 год и дальнейшую перспективу (до 2020-го). Выполняя «челябинские» наказы президента Путина, ученые должны будут эти программы объединить, «причесать» и к 20 сентября представить на суд в Министерство природных ресурсов. Предполагается, что, получив новые данные, МПР примет поправки в федеральную программу освоения уральских недр, а именно — увеличит финансирование. Сейчас на поиск и оценку полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала, как рассказал журналистам заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Виктор Басаргин, государство выделяет 1,5 млрд руб., бюджеты регионов — 350 млн. По оценкам ученых, Полярный и Приполярный Урал, безусловно, способен стать новым центром освоения минерально-сырьевой базы тюменского региона. Здесь открыты огромные залежи железной руды, марганца, хрома, угля, золота, ресурсы редких и цветных металлов. Территория легко обеспечит сырьем промышленность Свердловской, Челябинской и Пермской областей. Например, поставляемый сейчас из Казахстана и Украины марганец можно заменить на ямальский (готовые к разработке запасы этого сырья превышают 1,1 млрд. тонн). Ресурсы только железной руды Полярного и Приполярного Урала оцениваются в 5,5 млрд тонн в год. Проблема в том, что территория недостаточно изучена, признают участники заседания. Авторские, в разы превышающие «госучетные» оценки ресурсов твердых полезных ископаемых нужно подтверждать. Проведение геологоразведки на Полярном и Приполярном Урале, по словам Басаргина, станет определяющим в вопросе строительства железнодорожной линии Ивдель-Лабытнанги, необходимой для дальнейшего освоения территории. Как подсчитали в Ямальской железнодорожной компании, которая займется подготовкой технико-экономического обоснования строительства транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, новая ветка будет рентабельна только при условии ее загруженности на начальном этапе в 5 — 8 млн тонн, а в дальнейшем — не менее 10 тонн ежегодно. По планам, строительство дороги должно начаться в 2007 году. А финансироваться оно, сообщил Виктор Басаргин, будет через соглашение губернаторов Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО — в рамках программы «Сотрудничество». Помимо вопроса обеспечения грузопотока транспортного коридора «Урал промышленный — Урал Полярный» заместитель полпреда также обратил внимание присутствующих на тему привлечения инвестиций. Одно из первых предприятий, которое начнет потреблять сырье Полярного и Приполярного Урала, может стать Магнитогорский металлургический комбинат — в пятницу его представители вылетят «на разведку» в Ханты-Мансийск и Салехард.