Арктика, раннее считавшаяся труднодоступным регионом, все больше притягивает к себе внимание нефтяных и газовых компаний.
Арктика, раннее считавшаяся труднодоступным регионом, все больше притягивает к себе внимание нефтяных и газовых компаний. Крупные корпорации надеются обнаружить здесь большие месторождения углеводородов. Сегодня эти планы становятся более реальными в силу наблюдающегося потепления арктического климата. Вместе с тем очевидно, что разработка шельфовых месторождений не будет не только дорогостоящей, но и еще довольно трудоемкой в силу малой изученности территории. Риски освоения арктических территорий обсудили известные ученые-мерзлотоведы, специалисты производственных и проектных организаций региона за круглым столом, прошедшем в ТюмГНГУ.
Как отметил исполняющий обязанности ректора ТюмГНГУ Николай Коленчин, открывая работу круглого стола, за последнее столетие ученые серьезно продвинулись в освоении северных широт и Арктики. Тем не менее они по-прежнему располагают малым количеством информации, например, об особенностях климата. «Чтобы избежать непоправимых последствий, не нанести урон окружающей среде, следует объединить усилия, изучать опыт не только российский, но и зарубежный, следует обмениваться технологиями, которые существуют сегодня», — сказал Николай Филиппович.
Его мысль продолжил модератор круглого стола академик РАН Владимир Мельников. Он отметил, что именно российские исследователи начали изучение Арктики. Отто Шмидт, Иван Папанин, Николай Григорьев — именно они набрали тот информационный минимум, которым сегодня ученые начали пользоваться в полную силу. Задача современного поколения исследователей — продолжить путь великих предков и создать новые инструментарии, подходы, технические и технологические разработки для изучения Арктики.
Одним из таких специалистов считается профессор Университета штата Аляска (г. Фэрбенкс) Владимир Романовский. В своем докладе «Вечная мерзлота Северо-Американского континента в условиях меняющегося климата» он рассказал, что изменение климата в Арктике действительно открывает новые возможности транспортировки грузов по Северному морскому широтному ходу, между Азией и Европой, а также делает реальным разработку нефтяных и газовых месторождений на шельфе. Вместе с тем потепление в Арктике влияет на инфраструктуру как уже существующую, так и планируемую.
Ученый поделился итогами исследования температуры на глубине 20 метров на севере Аляски. «Температура в Арктике, в особенности в высоких широтах, меняется почти непрерывно, начиная с середины 80-х годов, — рассказал Владимир Евгеньевич. — Изменения составляют 3 градуса Цельсия на 20 метрах. Это значит, что на поверхности мерзлоты температура увеличилась на 4 градуса. И там, где она составляла минус 7 и минус 8, сейчас — минус 3 и минус 4 градуса. А вот в центральной части Аляски потепление есть, но оно не столь значительно».
Аналогичная ситуация и на Тюменском севере. Измерение температуры в Надыме, Новом Уренгое, Воркуте показали, что более «холодная мерзлота» теплеет быстрее, чем более теплые районы. По словам ученого, следствием такого явления может стать повышение температуры к концу века до 6 градусов, после чего начнется оттаивание на европейской территории России, на севере Западной Сибири, южной части Аляски и Канады. Стабильная мерзлота останется на северной части Ямала. На северном склоне Аляски мерзлота сохранится, а почти во всех остальных районах будет оттаивать.
«При потеплении климата возможны различные разрушения — рушатся дома, дороги искривляются, возникают эрозии по берегам рек, озер
Сказанное уже находит отражение в действительности. Почти треть аварий на трубопроводах сегодня связаны с мерзлотой. Как отметил и. о. директора Института криосферы земли Сибирского отделения РАН Дмитрий Дроздов, мерзлота является одним из ключевых факторов риска для объектов нефтегазового комплекса в северных широтах. «29% отказов и технических аварий на трубопроводах связаны с мерзлотой. Стоимость поддержания работоспособности трубопроводов и ликвидации их деформаций достигает 55 млрд руб. в год», — отметил Дроздов.
Серьезные издержки несет не только промышленное, но и гражданское строительство. К примеру, в Норильске за последние 10 лет было снесено порядка 300 зданий. Виной всему неучтенное разрушающее влияние мерзлоты на технические объекты при проектировании.
Существующие риски понимают и сами промышленники. Они считают необходимым внести изменения в проектировочное законодательство в связи с глобальным потеплением. С проектом соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ готова согласиться компания ООО «Газпром добыча Надым».
«Справочники, которыми пользуются наши проектировщики, морально устарели и не отражают фактическое состояние климата. При проектировании оснований фундамента большинство проектировщиков в Арктике не учитывает тренды. И в этом плане у нас первый прецедент при проектировании и обустройстве Бованенковского месторождения.
Впервые в практике Газпрома и российской практике мы потребовали от проектировщиков заложить резервирование надежности основания фундаментов с учетом повышения среднегодовой температуры воздуха на период существования сооружения 1,5-2 градуса. Я считаю, что это должно найти отражение в нормативной базе проектирования», — отметил заместитель директора ИТЦ ООО «Газпром добыча Надым» Алексей Осокин.
Он также подчеркнул, что данный вопрос уже обсуждался специалистами холдинга в Москве. В настоящее время ведется подготовка проекта соответствующих предложений для сенаторских чтений. Предметное обсуждение вопроса ориентировочно пройдет в марте 2015 года.
В свою очередь Владимир Романовский отметил, что американское законодательство также не имеет норм, регламентирующих проведение проектировочных работ с учетом изменения состояния мерзлоты в северных широтах. В этой связи большинство специалистов на добровольной основе обязательно включают в проектные решения прогнозируемые изменения климата.
Очевидно, что Арктика уже стоит на пороге масштабного промышленного освоения. Активную работу на этой территории сдерживает лишь малая изученность региона и сравнительно небольшое количество эффективных технологий добычи нефти. Очевиден и тот факт, что добывающие компании готовы прислушиваться к научному сообществу, поскольку понимают все экологические риски. Только имея полную научно обоснованную фоновую информацию о состоянии экосистем Арктики, возможно разработать и внедрить эффективные технологии и создать инфраструктуру для предотвращения и адекватного реагирования на разливы нефти в арктических ледовых условиях.