Адреналин и грязь — это то, что привлекает гонщиков в трофи-рейде «Железный перебор».
Адреналин и грязь — это то, что привлекает гонщиков в трофи-рейде «Железный перебор». Соревнования на преодоление бездорожья прошли в минувшие выходные в Нижнетавдинском районе. Спортсмены из Тюмени, Екатеринбурга, Ялуторовска и Ханты-Мансийска боролись за выход в финал Кубка России.
Прежде чем стать участниками заключительного этапа кубка РАФ Западно-Сибирской зоны по трофи-рейдам «Железный Перебор-2011», гонщикам предстояло пройти три этапа соревнований. К каждому из них команда тщательно готовит свою боевую машину.
Подготовка требуется разная — в зависимости от категории, в которой выступает команда. ТР-1 — «УАЗ», «Нива», внедорожники-иномарки без переделки. В категории ТР-2 такие же машины, но оснащенные лебедками и грязевой резиной. А в ТР-3 — полностью измененные автомобили. Гонщики называют их «котлетами», потому что «лепят» сами. Принадлежность к марке у таких машин угадывается смутно. «Здесь родной только капот, — рассказывает об авто знакомого победитель прошлогодней гонки тюменец Сергей Печкин. — Двигатель, например, стоит от „Тойоты“». Такие машины созданы только для бездорожья. Средняя скорость «котлеты» — 1 км/ч. «Зато она везде пройдет», — заявил Сергей. Нынче Сергей в гонках не участвует. Говорит, дает дорогу молодым. А вообще его «Кузнечик» (небольшой прыгучий «Сузуки») всегда на ходу. Кстати, у гонщиков так принято — называть свое детище. Например, нынче трассу «Железного перебора» покоряли «Малыш», «Япончик», «Братва» и «Шкет».
Для стандартных машин, выступающих в категории ТР-1, трасса проходит через лес, а для авто ТР-2 и ТР-3 — по руслу реки. Посмотреть на то, как внедорожники едут по узкой заболоченной речке, собрались любители атвоспорта и вся деревня Тандашково, в которой и проходил заключительный этап кубка. Многие местные жители приехали на велосипедах, тракторах, некоторые пришли пешком вместе с детьми.
Зрители — полноценные участники соревнований. Если бы их не было, то «Железный перебор» прошел бы не так интересно. Наблюдатели предлагали свою помощь пилоту и штурману, советовали, как лучше вытащить потонувший в омуте автомобиль. Кто-то из местных жителей, наблюдая за тем, как машина участника намертво засела в реке, сказал: «Тут половина колчаковской дивизии потонула, а они суются…»
По речке с омутами машины должны были проехать всего 700 метров. Этот «коридор» прошли не все участники. Команда из Ханты-Мансийска не смогла преодолеть и пару сотен метров — застряла в иле так, что пилоту Дмитрию Пономареву и штурману Ольге Бывалиной пришлось спасаться от грязной и холодной воды только на крыше своего авто.
Поскольку машины застревают через каждые пять-десять метров, то по правилам соревнований, соперники могут помогать. Но тут есть оговорка — команды должны быть из одной категории. Югорчанам не повезло — вокруг кряхтели и барахтались только из ТР-3. А вот команде из Ялуторовска на помощь пришли тюменцы на «Япончике». Ребята на «Тойоте» вытянули «УАЗик» из глубокой ямы. Потом «Япончик» обошел ялуторовчан, но первое место все равно досталось не ему. В категории ТР-2 победу одержала команда из Ялуторовска Олег Щукин и Сергей Григорьев. Высшую награду они завоевали несмотря на то, что долго провозились под капотом, стоя по пояс в воде.
Ремонт в таких условиях для трофи-рейда норма. Тюменцы Иван Сафронов и Алексей Коростелев заменили стартер на своем ГАЗ-59 и приехали к финишу вторыми. Первыми закончили гонку екатеринбуржцы Дмитрий Коковин и Максим Охотников. По мнению опытных гонщиков, победу команде могут принести надежность техники и слаженность экипажа. И то и другое у гонщиков из Екатеринбурга было. Максима можно назвать одним из самых отважных штурманов. Он впереди всех шел по горло в воде, проверяя пройдет ли там их авто.
У ТР-1 все было намного спокойнее: по болотам не ездили, в грязную воду не ныряли. Зато здесь выше скорость. Первыми в этой категории финишировали Андрей Куршпель и Александр Еремеев из Екатеринбурга. Вторыми пришли тюменцы Павел Якубенко и Александр Колесников. Третье место тоже завоевали трофисты из Тюмени — Александр Яснов и Александр Кошкаров.
Победители представят Тюменскую область на финале в Геленджике.