27 января в аэропорту ангольского города Луэна (провинция Мошику, 1200 км к юго-востоку от столицы Луанды) при заходе на посадку потерпел крушение самолет АН-12 ангольской регистрации, пилотируемый российскими летчиками. Самолет был зафрахтован властями ангольской провинции Мошику и выполнял чартерный рейс по доставке гражданского груза и пассажиров, по информации Министерства иностранных дел Российской Федерации все летчики — из Тюмени.
В результате катастрофы погиб штурман Геннадий Гнедашов, ранен бортинженер
Корреспондентам «Вслух.Ру» удалось выяснить, что члены экипажа разбившегося самолета не числятся ни в одной из тюменских авиакомпаний. Скорее всего, летчики работали в Анголе по контракту, о чем свидетельствует объявление, обнаруженное корреспондентами «Вслух.Ру» на сайте одной из авиационных бирж труда. В объявлении, поданном 10 сентября 2001 года от имени Геннадия Гнедашова, говорится, что экипаж готов к полету на условиях заказчика на самолетах Ан-26, АН-32, АН-12, Ил-76.
МИД Российской Федерации выражает глубокие соболезнования родным и близким Геннадия Гнедашова и ангольской стороне в связи с трагической гибелью ее граждан.
Справка «Вслух.Ру»:
Ан-12 совершил свой первый полет в 1957 г. Машина создавалась как военно-транспортный самолет для Советских ВВС. Его хвостовая часть была резко скошена вверх, так как там располагался грузовой люк, позволявший производить прямую загрузку техники.
В самом конце фюзеляжа, прямо за рулем высоты было оборудовано место для стрелка. Ан-12 в основном использовался для переброски парашютно-десантных войск. В 1966 г. для этих целей остались в эксплуатации более 100 машин.
Кроме того, небольшое количество этих самолетов были оборудованы для ведения электронной разведки и электронного радиопротиводействия. Створки грузового люка гражданской модели при открывании превращались в аппарель, с помощью которой велись все погрузочно-разгрузочные работы.
Эти грузопассажирские самолеты начали использоваться Аэрофлотом в феврале 1966 года. В хвостовой части военных транспортных самолетов была установлена пушка, замаскированная и закрытая обтекателем. К моменту прекращения производства в 1973 году было изготовлено 350 самолетов Ан-12 гражданской и военной версии.