Продолжаем наш обзор национальных ресторанов города.
В прошлый раз мы — Дмитрий Карпов, Юрий Шестак и Богдан Логинов — ходили в китайский «Харбин», сегодня пришла очередь протестировать сербскую кухню. Наш выбор пал на ресторан «Скадарлия» в подвале на улице Водопроводной.
Квартал сербской богемы
Скадарлия — это вообще что? Рыба такая? Птица? Национальное сербское блюдо? Это старинный квартал Белграда, столицы. Считается богемной частью города. По словам шеф-повара ресторана, это самое популярное место среди гостей Сербии. Приезжие любят прогуливаться по старым улочкам, где на каждом углу расположены рестораны, кофейни и кафе. Если хотите попробовать национальную сербскую кухню, загляните в Скадарлию. Мы решили не отставать от рекомендации и открыли для себя Скадарлию местную, тюменскую. На Водопроводной, 24
Найти ресторан несложно. Выделяются зеленая вывеска, зеленый фасад. Для любителей тюменского краеведения найти еще проще — «Скадарлия» расположилась в подвале торговой лавки Обрубова и Текутьева. Спускаться придется по крутой лестнице, будьте осторожны, любители крепкой сербской сливовицы. Интерьер сложно назвать уникальным. Если в «Харбине» было много китайской атрибутики, то в «Скадарлии» если что-то и есть из Сербии, то в глаза не бросается. Народ-то братский, значит, и культура во многом схожа. Ну и ладно, любоваться что ли пришли сюда?
Работают в ресторане, конечно, только сербы. Исключение — девочка за кассой. Боян (ударение на первый слог), один из владельцев заведения, сообщил, что она просто проходит практику. Что интересно, разделения на начальство и подчиненных размыто. В час пик все бегают в роли официантов. Подзываем одного: «Можно пригласить управляющего?» — «Я вас слушаю, я управляющий». Ого. Объяснили в двух словах, что хотим написать обзор про заведение, хорошо бы получить комментарий. «Одну минуту, я приглашу директора», — улыбается управляющий и ловит за рукав другого официанта: «Господин директор, с вами хотят поговорить журналисты».
Кухня славянских богов
Кухня сербская не отличается кардинальным образом от привычной русской. Конечно, нет борща, пельменей и оливье, но это мало что значит. Фирменная плескавица очень напоминает наши котлеты, только другой формы. Заказанная телячья чорба оказалась наваристым и вкусным супом, который вполне могли бы сварить и на русских кухнях. Впрочем, все по порядку.
Часть из предложенных в меню блюд знакома русскому глазу, часть выглядит экзотично. Например, «Пасуль», «Белая вешалица», «Мерак», «Уштипцы». В расшифровке почти все теряет свою экзотичность: мясные пончики с ветчиной и сыром, мясное ассорти с гарниром, суп с фасолью. Мы взяли телячью чорбу, караджорджев шницель и королеву сербского стола — плескавицу. Вообще, сербская кухня, как цвет моря в сказках Сахарнова, удивляет несколько раз. Сперва удивляешься от необычных названий, потом слегка разочаровываешься от обыкновенности их внешнего вида, а в конце просто закрываешь глаза и растекаешься по стулу от великолепного вкуса.
Плескавица — это большая котлета из рубленого мяса. Настолько вкусная, что древние славянские боги, известные гурманы, сделали бы «Скадарлию» своим штабом хотя бы из-за плескавицы. Она традиционно готовится из смеси свинины и говядины, подается с запеченным картофелем и соусом. Телячья чорба — наваристый и вкусный суп. По-домашнему вкусен и сытен. Одной тарелки хватит, чтобы наесться. Впрочем, этой характеристикой можно наделить любое блюдо — хватит одной тарелки. Возьмете два блюда — наедитесь, что называется, от пуза. Видимо, это и привлекает сюда многочисленных посетителей, во время обеда тут было не протолкнуться.
Караджоржев шницель имеет свою историю. Как-то во времена правления Тито в Сербии гостил украинский гурман. И сидя в ресторане, возжелал он котлету по-киевски. Шеф-повар о таком даже не слыхивал, но не растерялся. Внимательно расспросил гостя и сделал что-то подобное — караджорджев шницель. Блюдо украинцу понравилось не меньше канонической котлеты, он ушел довольным, а шницель навсегда застопорил позицию национальной сербской еды. К слову, нам он понравился меньше всего из заказанного: суховатый. На фоне божественной плескавицы, конечно, теряется.
Расчехлите кошельки
Дмитрий Карпов: «Самое вкусное — это, конечно, плескавица. В ресторанном меню для нее выделен целый раздел: классическая, „гурманская“, „на каймаку“ и так далее. Мы выбрали классическую, простую. Но даже простая котлетка оказалась великолепной. В целом в яблочко попали все три блюда: чорба, шницель, плескавица. Но это неудивительно, ведь мы не случайно заказывали, а попросили официанта принести нам что-нибудь самое вкусное и национальное. Вот они и постарались. Впрочем, готовят здесь явно с душой, остальные блюда, уверен, тоже не хуже».
Юрий Шестак: «Заказал себе караджорджев шницель с картофелем фри. Официант сказал, что это настоящее сербское блюдо в отличие от мидий, на которые я вначале положил глаз. Отбивная свинина, завернута в длинную „сосиску“, украшенную панировкой и змейкой из соуса „Тартар“. Выглядит аппетитно! Перед этим я попробовал плескавицу и невольно сравнивал с ней. Так вот, по первым ощущениям плескавица мне понравилась больше. Мясо уж слишком мягкое у шницеля: сразу тает во рту, и ты не успеваешь насладиться его вкусом. Удовольствие получаешь больше от творожного сыра „Каймак“, которым нафарширован этот самый караджорджев шницель. Что мне нравится в сербской кухне, так это гигантские мясные блюда. Наесться можно до отвала с одной порции».
Богдан Логинов: «Когда мне принесли плескавицу, я понял, почему блюдо так называется. Мясная котлета расплескалась на всю огромную тарелку и вместе с картошкой выглядела столь внушительно, что наверняка удовлетворила бы аппетиты Гаргантюа и Пантагрюэля. Вкус не уступал размерам. Сочное нежное мясо, по словам управляющего, день или два выдерживается в специальном маринаде, и это, безусловно, играет в его пользу. Плюс ароматная картошечка и пикантный томатный соус — как говорится, все, как мы любим. Безусловный зачет. Первое блюдо, телячья чорба, впечатлила не меньше. Наваристый мясной суп с овощами и цельным горохом зашел на ура. Он нисколько не уступает нашим щам и борщам. Рекомендую. А вот караджорджев шницель не удивил. Огромная зраза из мяса с начинкой и соусом внутри показалась пресноватой и по сравнению с плескавицей жестковатой. На любителя. Да и соломка-фри, как по мне, однозначно проигрывает ароматной тушеной картошечке. В целом впечатление от трапезы хорошее. Сытно и вкусно, голодным отсюда точно не уйдете, причем наесться можно и одним блюдом».
Стоимость сербских блюд довольно высокая, сопоставима с другими ресторанами. Самое дешевое из заказанного — это чорба. Тарелка супа с телятиной обошлась нам в 210 рублей. Караджорджев шницель — аж 680 рублей, вот за него отдавать семь сотен было жалковато. Плескавица — 560 рублей. Но если учесть, что тарелки большие, а блюда сытные, выходит не так уж и много. Если бы не рюмочка грушовицы, заказанная Юрой, лимонад и чашка сербского кофе, то вполне уложились бы в 2 тысячи, а так вышло 2180 рублей. На троих не так уж и много.