Dipol FM | 105,6 fm
92.05
98.64

«Золотой конек» печально сидит на экваторе

4 июня наступил «экватор» кукольного фестиваля «Золотой конек» в Тюмени. Жюри и публика познакомились с семью конкурсными спектаклями из четырнадцати. Пока впечатления скорей печальные…

4 июня наступил «экватор» кукольного фестиваля «Золотой конек» в Тюмени. Жюри и публика познакомились с семью конкурсными спектаклями из четырнадцати. Пока впечатления скорей печальные… Пять первых спектаклей конкурсной афиши члены жюри разобрали на обсуждении 3 июня, к сожалению, их замечания никак не повлияли на представления следующего дня. Художественный руководитель рязанского театра кукол, председатель российского Центра Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA) и председатель жюри «Золотого конька» Валерий Шадский напомнил: режиссер первым делом должен понять, что он хочет сказать зрителю, и только исходя из этого выбирать выразительные средства и форму спектакля. От магнитогорского спектакля «Муха-цокотуха» впечатление обратное. Кажется, режиссера сначала увлекла идея сделать с куклами цирковое ревю, веселое, роскошное шоу в стиле ретро. А уж потом канвой для представления стали стихи Корнея Чуковского. Муху-цокотуху как будто высосал паук, оставив лишь пустую оболочку, ее режиссер и использует для конферанса в кукольном цирке. Судьба «Телефона» с «Бармалеем» и вовсе незавидная, они стали клоунскими репризами. Причем клоуны декламируют небрежно, не обращая внимания на текст, тарабанят его и стремятся лишь выглядеть подурашливей. На первый взгляд, спектакль совсем не плох: небольшая цирковая арена с краснобархатным занавесом, куклы-чечеточники, силачи и трюкачи, удачно подобранный саундтрек. Похоже на качественное кабаре — весело, роскошно, динамично. Только и кабаре, и цирк живут тем, чтобы удивлять публику. Магнитогорский же театр показал старые трюки, сорвав за них «аплодисменты по инерции»: да, мы хлопаем акробату, силачу, дрессировщику за ловкость, силу и смелость, но когда их номера исполняют марионетки, зал взрывается аплодисментами, имея в виду подвиг настоящего трюкача, и даже не кукловода, так натурально изобразившего трюк. Рузана Бунатян — педагог Нижегородского театрального училища, воспитавшая многих нынешних кукольников, в том числе и участников фестиваля. На обсуждении она не в первый, очевидно, раз обращала внимание коллег на необходимость говорить в театре правильно. «Строить характерность на человеческих дефектах, шепелявости, например, нехорошо», — уверена Рузана Вандиковна. К тому же «в наше время дети безобразно говорят», не стоит хотя бы на сцене употреблять сленговые, нелитературные выражения. А рассказывая народную сказку, совсем не обязательно растягивать гласные так, что ударение смещается с правильного слога: «Жили были-и-а…».В омском спектакле «Тигренок в чайнике» актриса и автор инсценировки Елена Артамонова очевидно злоупотребляет ошибками, отмеченными Рузаной Бунатян. Оживляя игрушки, она карикатурно шепелявит, подражает речи подростка-грубияна, вообще, утрирует речевые характеристики любых героев, будь то вокзал, девочка-припевочка, визгливая мама или заторможенный папа-интеллигент. К сожалению, куклы от этого живее не становятся. И Рузана Бунатян, и директор фестиваля «КукАрт» Давид Бурман, и другие члены жюри отмечали, как часто создатели спектаклей недооценивают куклу, не доверяют ей, предпочитая все рассказать в живом плане, или используя куклу в ограниченном наборе жестов и движений. В «Тигренке» все так и происходит. Мешанину из сказок Биссета рассказывает неизвестная тетушка в очках. Она пытается подражать Мэри Поппинс, намекает, что она совершенство, но в это трудно поверить. Настоящие леди не бегают как испуганный комик, не пыхтят, не суетятся, не используют просторечных и грубых слов, не стучат собеседника по лбу, чтоб узнать, не «тум-тум» ли он. Художественное пространство спектакля выстроено неопределенно. Во-первых, это готический буфет. Открывшись, он превращается в два лондонских вокзала с пестренькой шторой между ними. Героями сказок становятся как игрушечные паровозы (несмотря на утомительные ссоры, в финале они подарят друг другу чувственный поцелуй), кукольная посуда и мягкие игрушки, так и кукла-перчатка, кукла на трости, паркетная марионетка, марионетки на ниточках. Все куклы разного стиля, разного размера, но это легко объяснить, если представить, что перед нами все-таки Мэри Поппинс, няня-затейница, которая рассказывает сказки в детской, используя подручные материалы. Но так и неясно, зачем художник Сергей Иванников пришил кусок сыра к мышкиной лапе и морде, а вторую лапу пришил к матрасику. И почему марионетка-дочка навсегда скрестила руки на груди, а марионетка-папа приклеился к газете? Зачем вообще вводить марионеток на нитях, если кукловод не дает им возможности проявиться и после нескольких однообразных жестов замертво вешает кукол прямо на месте действия? К сожалению, четвертый день только подтвердил резюме, сделанное на обсуждении Ольгой Глазуновой, заведующей кабинетом детских театров Союза театральных деятелей России. Она обратила внимание, что вот уже несколько лет на каждом профессиональном форуме кукольники приходят к одним и тем же неутешительным выводам. Проблемы, что были актуальны на «Золотом коньке-2006», никуда не делись и даже усугубились. Падает качество актерской профессии, режиссерам приходится объяснять, как строить действие, во многих театрах нет профессиональных конструкторов кукол, а ведь послушная, выразительная кукла, сделанная для определенного актера, очень важна. Театр все еще не решил, как разговаривать с современным ребенком. Сюсюкать нельзя — дети чувствуют фальшь, заигрывать, пытаясь подражать телевизору или дворовому слэнгу, тоже не пристало, поэтичные спектакли, вроде «Черной курицы» челябинского театра, требуют воспитанного, грамотного зрителя — но как его воспитать? Поиск общего со зрителем языка важен и потому, что аудитория кукольных театров молодеет, дети быстро взрослеют, привыкают к динамичному, переполненному эмоциями миру мультимедиа, и в театр родители ведут ясельных малышей. Значит, пора искать адекватный этой аудитории художественный язык, считает Глазунова. И все же, вопросом вопросов, по ее мнению, остается уровень общей культуры в профессии. Фестиваль еще покажет тюменским зрителям семь спектаклей, остается надеяться, что среди них будут настоящие находки и театральная магия. Финальным аккордом «Золотого конька» станет легенда российского кукольного театра — «Необыкновенный концерт» театра имени Сергея Образцова и сказка «По щучьему велению». Хочется верить, что мэтры оправдают ожидания фестивальной публики.Дневник фестиваля «Золотой конек». День третий «Золотой конек». Что подумают окруж-ж-жающие?«Золотой конек»: лоскутное одеяло сказок

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Жители Тобольска выбрали дизайн-проект для благоустройства Спортивного сквера
Жители Тобольска выбрали дизайн-проект для благоустройства Спортивного сквера
Глава города прокомментировал выбор..
#Максим Афанасьев
#благоустройство
#голосование
#нацпроекты
#Тобольск
#Тюменская область
Чем могут быть опасны майские праздники: комментарии врачей
Чем могут быть опасны майские праздники: комментарии врачей
Список заболеваний внушителен.
#здоровье
#майские праздники
#врачи
#советы
#новости России
В Тюменской области начался сев зерновых и зернобобовых культур
В Тюменской области начался сев зерновых и зернобобовых культур
Яровую пшеницу аграрии будут сеять в середине мая.
#АПК
#сельское хозяйство
#урожай
#Тюменская область
#новости Тюмени
Как грамотно принять квартиру у застройщика и сразу выявить возможные "косяки"
Как грамотно принять квартиру у застройщика и сразу выявить возможные "косяки"
Советы тюменского эксперта.
#недвижимость
#деньги
#советы
#застройщик
#эксперт
#квартира
Безработный из Нижней Тавды угнал чужой автомобиль, распилил и сдал в металлолом
Безработный из Нижней Тавды угнал чужой автомобиль, распилил и сдал в металлолом
Ему грозит до пяти лет тюрьмы.
#МВД
#кража
#уголовное дело
#авто
#Нижняя Тавда
#Тюменская область