Новый выпуск рубрики «Готовимся к Тюменской осени» посвящен событиям, случившимся в Тюмени больше века назад.
В тревожный 1914 год владелец механического завода, тюменец Семен Котельников был избран старостой древней Благовещенской церкви. Семена Автономовича в городе знали, продукция его завода имелась чуть ли не в каждой тюменской семье. Кроме бытовых предметов, промышленник отливал колокола для храмов, за что и поплатился при новой власти.
Заслуженная награда
Семен Котельников родился в 1865 году. Его отец Автоном Прокопьевич в свое время перебрался из Туринска в уездный город Тюмень, где для собственного дела возможностей было намного больше. Он приобрел литейную фабрику у медных дел мастеров Шмотиных. Вложил в нее немало своего труда.
История донесла нам сведения, что в 1866 году в Тюмени работало два колокольных завода. Первый принадлежал купцу А. С. Гилёву (о нем мы рассказывали здесь), а второй — Котельникову. Завод Котельникова был оборудован медеплавильной печью с одним горном. Трудилось у него два наемных рабочих и он сам.
Автоном получал заказы от купцов, они поставляли ему красную медь, олово, другие материалы. За год завод отлил 30 колоколов весом в 150 пудов. За них Котельникову выплатили 450 рублей.
Предприятия Гилёва и Котельникова считались самыми крупными в металлообрабатывающей промышленности города. На карте Тюмени 1885 года обозначен механический завод Котельникова. Располагался он по пути к Александровскому саду. Это район нынешней улицы Осипенко. Рядом размещался завод знаменитых купцов Гилёвых. По другим сведениям, завод Котельникова одно время располагался на улице 1-й Царевогородищеской (ныне Коммуны).
Улица Осипенко, в этом районе находился механический завод С. Котельникова
Так было заведено, что сын должен был пойти по стопам отца, продолжать семейное дело. Семен учился в уездном училище, по каким-то причинам не окончил курс, после проходил военную службу. В наследство он получил механический завод и с усердием взялся за работу. Расширил производство: начался выпуск кастрюль, рукомойников, тазов, подсвечников, самоваров, чайников. Продукция пришлась по нраву тюменцам.
Принимались также заказы на выполнение кузнечных, слесарных и котельных работ. Успех был не за горами. Завод Котельникова получил поощрительный приз за образец насоса пожарной машины на Курганской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1895 года.
Пожарный насос завода Котельникова. Фото из книги В. Копылова «Окрик памяти», том 1, 2000 г.
Пожарные машины были тогда ручного действия, малопроизводительные. А представленный насос отличался хорошим качеством, был удобнее в использовании, что немаловажно в тушении пожара.
Семен Автономович успешно вел заводские дела и коммерцию изделий собственного изготовления, рос его авторитет среди купцов. Котельникова избирали в члены сиротского суда от ремесленного общества (1899-1902 гг). Работа и общественные заботы отнимали уйму времени, но в семье он находил отдохновение, родные дарили тепло и любовь.
Ирина Котельникова (слева) с детьми и сестрой Нюрой, 1910 год. Фото из архива Л. Кочневой
«Жена Ирина Васильевна была домохозяйкой. Ее девичья фамилия Жужгова. Она, как и ее сестры, окончила Тобольскую семинарию. При Знаменской церкви батюшками служили Жужговы, возможно, наши родственники… — рассказывает правнучка С. Котельникова Любовь Кочнева. — Семья была очень религиозная. Садишься за стол, лоб не перекрестив — да не дай Бог! Дружно и весело жили. В семье устраивались хорошие праздники: рождественскую елку с подарками, куличи на Пасху пекли. Стол с разной снедью накрывали, игры проводили. Жили Котельниковы на 1-й Царевогородищенской в деревянном одноэтажном доме с резными красивыми наличниками. Сейчас это улица Коммуны, 66».
Л. В. Кочнева возле дома прадеда на ул. Коммуны, 66
По ком звонит колокол
В 1914 году Семена Автономовича как человека благочестивого избрали старостой Благовещенской церкви. Староста ведал хозяйством церковной общины, заботился о благополучии храма. К слову, эту должность впервые ввели Указом Петра I в 1721 году. Благовещенский собор считался духовным символом Тюмени, был построен в 1704 году по Указу Петра I. В росписи храма участвовал далекий предок Семена Автономовича — Никита Котельников. И можем предположить, насколько трепетно Семен Автономович относился к древнему храму.
1914 год… Шла Германская война, на рынке каждый день росли цены, в город доставили военнопленных, поселили в купеческих домах, зачастую вспыхивали беспорядки на улицах. Неизвестно от чего случился пожар на заводе Котельникова.
«Цеха были деревянными, огонь уничтожил помещения, но Семен Котельников восстановил предприятие. В новом цеху в 1918 году он отлил последний колокол. Прибыло за благовестником несколько подвод с людьми. Водрузили они на телегу колокол, и так радовались! Пели, плясали…Уселись на телегу и поехали. А куда колокол увезли, не ведомо…» — рассказывала его внучка Людмила Никольская.
В 1919 году владельца меднолитейного завода С. Котельникова арестовали, описали имущество. Он же накануне успел спрятать в Благовещенской церкви колокольные профили, орнаментальные клише и все необходимое для литья колоколов. Надеялся, что уйдут красные, и можно будет вернуться к любимому делу.
Священника собора тоже арестовали. У Семена Автономовича требовали отдать формы колоколов, его оскорбляли, нещадно били. Он не проронил ни слова…
Формы все-таки нашли. Батюшку за укрывательство расстреляли. Староста Благовещенской церкви умер от побоев в 1919 году. Родственникам с большим трудом удалось уговорить красноармейцев отдать его тело.
Возможно, похлопотал вятский зять Василий Вахмянин. В Тюмень для установления Советской власти прибыли отряды красноармейцев из Вятки, и Василий упросил земляков помочь. Ночью, чтобы никто не увидел и не узнал, вывезли гроб и похоронили Семена Автономовича на Текутьевском кладбище.
Механический завод со временем был разрушен. В 1932 году взорвали Благовещенскую церковь.
Древо жизни
Ирина Васильевна осталась одна с пятью детьми. Пришлось на постой впустить военных. Она стирала им белье, чтобы прокормить семью. Помогала детям и радовалась их успехам.
Сын Петр Котельников впоследствии трудился на заводе «Механик», имел 101 рационализаторское изобретение. Прошел всю войну, вернулся домой со множеством боевых наград.
Дочь Елена Котельникова в 1930 году окончила Тюменский педтехникум, уехала по распределению в село Гаёво Исетского района, где всю жизнь работала учительницей. Снискала любовь и уважение сельчан.
Внучка Людмила Петровна Никольская стала известным в Тюмени художником-реставратором, она восстановила ценные экспонаты Музея изобразительных искусств, приняла участие в реставрации икон Знаменского собора. На многих своих акварелях изображала Благовещенский собор…
Благовещенский собор, рисунок Л. Никольской
Правнучка Любовь Владимировна Кочнева посвятила свою жизнь библиотечному делу. Благодаря ее стараниям собраны материалы о замечательной семье Котельниковых, оставивших добрый след в истории Тюмени.
В Депутатском сквере в начале XXI века воссоздали Благовещенскую церковь. В 2017 году в ней представили выставку, посвященную Семену Котельникову, отслужили молебен. Славное имя нашего земляка возвратилось из долгого забвения.
Источники
«Города Сибири», 1974
«Мы жили: путеводитель по Текутьевскому кладбищу», — Тюмень, 2022
«Мы вовсе не тени безмолвные…» материалы выставки Централизованной городской библиотечной системы.
В. Е. Копылов «Окрик памяти», 2002 г.
«Юркин кондуит», составитель Юрий Зотин, 2009
Личная беседа автора с потомками С. А. Котельникова — Л. П. Никольской и Л. В. Кочневой.