В оркестре 79 музыкантов, им от 9 лет до 21 года.
Концертный сезон Тюменской филармонии завершил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, созданный Юрием Башметом. В первом отделении знаменитый альтист солировал, а оркестром руководил итальянский дирижёр Клаудио Ванделли, во втором отделении Башмет сам встал за дирижёрский пульт. Прозвучали симфония Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии» и Шестая симфония Петра Ильича Чайковского.
За несколько часов до начала концерта Юрий Абрамович выкроил полчасика на встречу с журналистами. Он рассказал о том, что из себя представляет Всероссийский юношеский оркестр. Коллектив был создан в 2012 году путём необычного конкурсного отбора, проходившего во всех городах, куда Башмет приезжал с гастролями. Победители городских исполнительских конкурсов, лучшие воспитанники детских школ и музыкальных вузов играли перед отборочной комиссией в Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске и ещё 25 городах России.
Поскольку оркестр состоит из музыкантов разного возраста, многие из которых учатся в школе, репетировать приходится сессиями. Сначала каждый музыкант со своим педагогом изучает партию дома, затем все собираются вместе. За годы существования оркестра коллектив шесть раз выезжал в дома отдыха то в Подмосковье, то в Крыму, где проходили музыкальные аналоги спортивных сборов — ребята репетировали по несколько раз в день и даже свободное время посвящали музыкальным упражнениям.
Первые концерты оркестра прошли в ноябре 2012 года в Сочи, в 2013 году были гастроли по России, в феврале 2014 оркестр выступил на закрытии Олимпиады в Сочи, а в июне прокатился по Европе, побывал в лучших залах Брюсселя, Женевы и Берлина, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
С момента основания оркестра его состав ежегодно менялся — те, кто стал старше 22 лет должны освободить места новичкам. «А жаль, — говорит маэстро, — они только начинают понимать суть ансамблевого исполнения, и приходится расставаться». «Выпускники» юношеского оркестра поступают в столичные консерватории и продолжают карьеру в профессиональных симфонических коллективах, некоторых концертмейстер, знакомый с юными музыкантами по сессиям, может взять даже в оркестр Юрия Башмета «Новая Россия».
Юношеский оркестр постоянно проводит новые прослушивания, примечая исполнителей на высвобождающиеся места, так Юрий Башмет познакомился с состоянием дел в детском музыкальном образовании современной России. По его мнению, нынешние музыкальные школы не могут тягаться с отлаженной советской системой музыкального образования. Однако практически в каждом городе обнаруживаются талантливые ученики с хорошей школой. В голове у маэстро сложилась своеобразная карта России — в Самаре отличных скрипачей готовит однокашник Башмета по Московской консерватории Александр Иванов, в Екатеринбурге наряду с отличными скрипачами и пианистами оказалась сильнейшая школа флейтистов, Хабаровск запомнился сильными ударниками.