В Тюменской области лист ожидания почки пополняется ежемесячно.
В Тюменской области донорские органы требуются 85 пациентам. Больше всего ожидающих почку — 70 человек, печень нужна 12, сердце — троим. Трансплантацию органов применяют, когда врачи исчерпали все медикаментозные методы и возможности медицинского оборудования.
По словам руководителя Центра трансплантации органов и тканей человека ОКБ №1 Сергея Семченко, пересадка — это не отчаянная, а спрогнозированная мера. Чем раньше пациент попадает в лист ожидания, тем больше у него шансов получить орган. Среди 85 ожидающих находятся Андрей, Надежда и Елена. Они рассказали, каково это — надеяться на спасение.
Надежда Первышина, печень
Надежде 38 лет, с заболеванием печени она столкнулась в 2018 году. Тогда женщина не думала, что поврежден именно этот орган — понадобилось много обследований, чтобы выяснить причину недомогания. На протяжении трех лет Надежда получала терапию, но ее состояние ухудшалось. В прошлом году она переболела коронавирусом, и это только усугубило ситуацию. У женщины повысился билирубин — один из основных компонентов желчи в организме. Вместе с врачом Надежда обратилась в тюменский Центр трансплантации — в прошлом году там начали проводить пересадку печени.
«В лист ожидания я попала в марте этого года, и очень счастлива. Когда я лечилась в Сургуте, в 2019 году, мне уже тогда предложили встать на учет, но для операции нужно было переехать в Ханты-Мансийск. Я живу в Ишиме, бросить ребенка и работу я не могла. Тюмень оказалась удобным вариантом», — рассказала Надежда в программе «Вечерний хэштег» на канале «Тюменское время».
По словам Сергея Семченко, пациентам с почечной недостаточностью, как у Надежды, можно надеяться только на посмертного донора. От родственника, как в случае с почкой, этот орган получают только дети.
«Часть печени от взрослого человека пересадить сложнее, потому что организмы донора и пациента уже сформированы, и не факт, что пересаженная часть поможет реципиенту, а оставшаяся позволит жить донору», — пояснил врач.
Елена Иванова, почка
Фото из личного архива героини. Елена – справа
Елена Иванова получила заболевание почек после банальной ангины — такое происходит, если человек заражается неоднократно. Первые случаи обычно переносят на ногах, но очередной наслаивается на прошлые, и почки становятся органом-мишенью.
«Десять лет я страдаю хроническим заболеванием почек. Сначала все было бессимптомно, но потом стало хуже. Все это время я получала лечение, но почки продолжают умирать», — рассказала Елена Иванова.
В лист ожидания тюменка попала в апреле этого года, а в прошлом начала процедуру перитонеального диализа — кровь Елены очищают с помощью брюшины.
«Перитонеальный диализ — более мягкая форма по сравнению с гемодиализом, поскольку нет контакта с кровью. Но годы на таких процедурах могут привести к другим хроническим заболеваниям», — пояснил трансплантолог Сергей Семченко.
В список ожидания почки жители Тюменской области попадают ежемесячно, как правило, добавляется по одному пациенту. Таджиб Дадашов стал одним из тех, кто получил почку в прошлом году. До этого он девять лет находился на гемодиализе — его состояние становилось все хуже и хуже.
«Врач вернул меня с того света — моя жизнь стала намного лучше. Проснуться после операции было непередаваемо, схоже со вторым рождением после стольких лет мучений. Я был уверен, что дождусь почку, настраивался на это ради детей», — поделился Таджиб.
Андрей Катаев, сердце
В 2019 году Андрей Катаев проходил плановое ЭКГ, именно тогда участковый терапевт заподозрил отклонения от нормы. В тот момент для Андрея начался длинный путь обследований.
«В результате я попал в Центр трансплантации. Там все закрутилось. Провели много исследований, в результате выяснилось, что лечение лечением, но пересадка сердца мне необходима», — рассказал Андрей.
Другие методы лечения Андрею не подходят, пересадка — единственное решение. Такую операцию в Тюмени впервые провели в прошлом году.
«Для пациентов с заболеваниями печени и сердца не существует методов заместительной терапии. Человек может пролежать две-три недели на аппарате в углубленном медицинском сне, но не больше. Это не жизнь — человек находится в наркозе, такие меры становятся мостом к трансплантации, когда остальные не помогают», — пояснил Сергей Семченко.
Хранение изъятых органов — сложный процесс. Например, почка после забора пригодна только сутки, печень — 12 часов, а сердце — 6. Как донорские органы перевозят между городами и в каком случае их изымают из тела, мы писали в этом материале.
Фото: архив героев, «Тюменское время»