На трансплантации лечение не заканчивается – потом пациента ждут диеты и долгая терапия.
В тюменском листе ожидания на пересадку органов сейчас находится более 70 человек. Большинству нужна почка, семерым требуется печень, трем — сердце. Помогут им, когда появятся доноры, специалисты тюменского Центра трансплантации органов и тканей человека Областной больницы №1. В отделении работают шесть хирургов, несколько анестезиологов-реаниматологов, иммунологов и врачей ультразвуковой и функциональной диагностики.
Операции по пересадке предшествует серьезная работа: врачи проверяют иммунологическую совместимость донора и потенциального реципиента.
«Зачастую мы вызываем сразу несколько пациентов, чтобы на месте без промашек выбрать наиболее подходящего. Если человек, например, простудился, мы его не возьмем. Простуда — строгое противопоказание для такой большой операции, которую впоследствии дополнят серьезные лекарства, снижающие иммунитет», — пояснил в программе «Вечерний хэштег» на канале «Тюменское время» Александр Гнедашов, сердечно-сосудистый хирург отделения трансплантации органов и тканей человека.
Изъятая почка пригодна для трансплантации 24 часа, печень — 12. Меньше всего времени в консервации хранится сердце — 6 часов. Для пересадки органы обрабатывают специальным раствором, потом помещают в стерильную охлаждающую упаковку из трех слоев и в контейнер. Температура внутри него 4-8°C, так ткани не перегреются и не переохладятся, то есть останутся целыми. Органы перевозят между городами, но расстояние в таких случаях составляет не больше двух тысяч километров.
Если дело не касается родственных пересадок, изъятие органов производят только посмертно. Определяют и фиксируют смерть пациента анестезиологи-реаниматологи и неврологи. Донорами становятся те, чьи органы остались целыми. Это люди, у которых, например, из-за черепно-мозговой травмы или острого нарушения кровообращения, диагностировали смерть мозга. Только тогда в дело включаются трансплантологи — при жизни пациента врачи делают все, чтобы спасти его.
В Тюмени хирурги пересаживают почки, с прошлого года — печень. Но от посмертного донора можно пересадить и легкие, сердце, поджелудочную железу и тонкий кишечник. Современные технологии позволили трансплантировать кости, вены и роговицу.
В 2019 году российские врачи под руководством Сергея Готье провели первую в мире операцию по трансплантации сразу трех органов. Печень и оба легких пересадили девятилетнему мальчику с муковисцидозом — при этой болезни в легких и органах желудочно-кишечного тракта скапливается слизь, из-за нее пациенты не могут дышать и нормально переваривать пищу. Без лечения большинство не доживает до 15 лет.
«Пациентов, которым нужна пересадка нескольких органов, к счастью, мало. Это была вынужденная ситуация — мы пошли на большой риск, выполняя эту операцию. Однако накопленный опыт: и хирургический, и анестезиологический, и опыт по механической поддержке кровообращения позволил нам добиться успеха», — рассказал директор Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова Сергей Готье.
После пересадки лечение пациентов не заканчивается: их ждут лекарства по расписанию и специальные диеты.
По словам Сергея Семченко, руководителя Центра трансплантации органов и тканей человека ОКБ № 1, создание в регионе инфраструктуры, позволяющей быстро реагировать и получать донорские органы у умершего человека, сможет обеспечить потребность всего населения Тюменской области.
Фото: «Тюменское время»