На выборах главы Сургутского района наблюдается применение нестандартных политтехнологий.
Общеизвестно, что обнародование рейтингов, выгодно отличающих кандидата на фоне других — это пиар-технология. Не случайно законом установлен запрет на обнародование рейтингов кандидатов в течение последних пяти дней перед выборами. В Сургутском районе политконсультанты кандидата Валентина Шнайдера объявили рейтинговую войну всем его соперникам.
Среди жителей района была распространена листовка в поддержку Шнайдера. В листовке Валентин Шнайдер объявлен явным лидером избирательной кампании. Тезис о лидерстве Шнайдера пиарщики подкрепили данными некоего социологического опроса, согласно которому за кандидата Шнайдера готовы проголосовать 52 процента опрошенных, за Бачинина — 14%, а за Дмитрия Макущенко, которого поддержали «Сургутнефтегаз» и губернатор ХМАО-Югры — всего 9%. Призыв голосовать за Шнайдера подкреплен аргументом об экономии «миллионов рублей», которые в случае победы кандидата в первом туре «могли бы пойти на социальные нужды, строительство новых домов для жителей района». «Выберем Шнайдера в первом туре — сэкономим деньги в бюджете» — главный лозунг листовки.
Однако есть факты, позволяющие сделать вывод о недостоверности обнародованных рейтингов. Во-первых, если рейтинг публикуется в агитационных материалах одного из кандидатов, он уже вызывает недоверие. Во-вторых, «листовочные» рейтинги слишком разнятся с данными исследования, проведенного официальной структурой — комитетом социально-политического анализа и общественных связей администрации губернатора ХМАО-Югры.
Согласно результатам этого исследования по состоянию на 1 марта 2004 года за Шнайдера готовы были проголосовать 24,4 процента опрошенных, а за Макущенко — 29,9%. Доводы о том, что за неделю ситуация поменялась так круто, что рейтинг одного кандидата вырос в два раза, а другого — в два раза опустился, нельзя признать убедительными.
К тому же пиарщики Шнайдера допустили прокол, существенно снизив уровень доверия к предвыборной агитации. В листовке сказано, что опрос 1000 избирателей, согласно которому кандидат Шнайдер вырвался вперед, проводился 6−7 марта. В то же время в выходных данных листовки мелким шрифтом указана дата, когда она была отпечатана в типографии — 3 марта. Каким образом результаты опроса, проведенного 6−7 марта, попали в листовку, отпечатанную 3 марта, — ведомо только тем, кто ее писал.