Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Вячеслав Воронцов: Достаток людей все больше зависит от уровня образования

Гость онлайн-конференции «Вслух.среда» уверен: чем раньше школьники получат представление о своей будущей профессии, тем лучше.

_На сайте «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция «Вслух.среда», посвященная профессиональной ориентации школьников. Наш гость — директор департамента образования администрации Тюмени Вячеслав Воронцов._

— Вячеслав Викторович, здравствуйте. Тема нашего разговора: «Школьная профориентация». Поступило много вопросов на сайт интернет-газеты «Вслух.ру». Если мы не успеем обсудить все в программе, то передадим их в департамент, и ответы наши читатели и зрители обязательно получат. Начать хотелось бы с общего вопроса. Школьная профориентация — это мировой опыт или отечественное изобретение?

— Это не ноу-хау региона или нашей страны. Но если вспоминать систему образования Советского Союза, за большинством школ всегда закреплялись шефские предприятия. И это яркий пример профориентационной работы. В целом, во всех ведущих странах большое внимание уделяется ребятам, их самоопределению в части профессиональных предпочтений и дальнейшему профессиональному образованию. Поэтому, безусловно, это практика мировая.

— Вы упомянули советский опыт, но он менялся. Некоторые сорокалетние вспоминают вспоминают УПК — этакую практику, в том числе и в организациях. У тех, кто помладше, в школьном прошлом такого уже не было. Все ограничивалось трудами. Как менялся этот опыт с годами и какие полезные практики сохранены до сих пор?

— Я как раз отношусь к тем кто старше, еще захватил учебно-производственные комбинаты. Лично я получил документ о том, что закончил курсы электромонтера.

— То есть по сути получили профессию.

— Профессия — это, конечно, громко сказано. Но начальные навыки и понимание, чем занимается электромонтер, по выходу из стен школы у меня уже было.

Мы как раз идем по опыту Советского Союза в части выбора предприятий, которые занимают лидирующие позиции в экономике региона, и предметно с ними работаем. Основная тема — проведение профориентационных экскурсий. Но рассматриваются и варианты более тесного взаимодействия — в качестве подшефных организаций. Наиболее яркий пример — это лицей №81, который уже два года работает с компанией НОВАТЭК.

Предприятие усилило материально-техническую базу, созданы профильные классы, которые работают в рамках физико-математического профиля. Ребята в основное время изучают базовые предметы, а в рамках внеурочной деятельности занимаются разработкой различных проектов и более углубленным изучением предметов естественно-математического блока.

— По желанию?

— Не всех направляют в эти классы, не все к этому готовы. Все равно у нас есть деление на физиков и лириков. У кого-то из ребят больше склонность к естественно-математическим дисциплинам, у кого-то — к социально-гуманитарным. Это нормально.

— Иван задает вопрос: «Во время моей учебы в школе были потрясающие уроки труда, на которых парни осваивали довольно сложные станки, а девочки готовили и шили. Из разговоров с нынешними школьниками становится ясно, что их уроки труда разительно отличаются. Теперь не труды, а технология. Что изменилось и главное — стало ли лучше и полезнее?» Присоединюсь к вопросу Ивана. Мой сын ходит в школу. В начальных классах они вместе с девочками занимались вышиванием. Для меня это выглядело немного странно.

— Если вспомнить наш с вами опыт, то в начальных классах мы тоже вышивали и пришивали пуговички.

По большому счету, вопрос терминологический — урок труда или урок технологии. Между ними можно поставить знак равенства. Потому что задачи, которые преследовал урок советского формата, и задачи сегодняшнего урока схожи. Деление на мальчиков и девочек происходит в основной школе. Потому в начальной школе, как правило, урок технологии проводит учитель начальных классов, он общеразвивающий. Это прикладные работы: аппликация, лепка, рисование, в том числе нитка и иголка. Думаю, если мальчик может сам пришить себе пуговицу — это очень хорошо.

— Мелкая моторика опять же.

— Да. Кроме того, речь ведь не идет о том, что ребенка садят за швейную машинку. В силу возраста учеников в начальной школе мы этого просто не имеем права допустить. А уже в основной школе проходят уроки технологии. Они делятся, как и раньше, на несколько модулей. Если говорить про девочек, то это, безусловно, кулинария, швейные навыки, домашний обиход. Если говорить про мальчиков, то это дерево-, металлообработка, работа по дому и объемный блок электромонтажных работ.

— Иными словами, то, что может пригодиться любому мужчине. Сейчас, условно говоря, если перегорела лампочка, вызывают мастера. Какие-то простейшие бытовые проблемы человек решить не может.

— В этом году реализуется достаточно оригинальный проект. Это проведение уроков технологии на базе учреждений среднего профессионального образования.

Могут быть разные мнения о сегодняшних уроках технологии на базе школ. Есть школы с очень хорошей материальной базой, станками, с педагогами очень высокой квалификации. Но, к сожалению, есть и школы, в которых материальная база не так хороша.

В силу того, что мой предыдущий профессиональный опыт был связан с профобразованием — колледжами и техникумами Тюменской области, родилось такое предложение. Оно было поддержано областным департаментом образования. Мы разработали учебные программы с четырьмя техникумами города. Это Западно-Сибирский государственный колледж, лесотехникум, техникум строительной индустрии и городской хозяйства и техникум индустрии питания, коммерции и сервиса.

В пилотном варианте к участию в проекте присоединятся около 300 ребят из пяти школ. У них изменится график прохождения учебного процесса. Стандарт — это один час технологии в неделю. В рамках проекта ребята будут выезжать сразу на несколько часов и проходить тот или иной модуль на базе профессиональной образовательной организации.

Например, деревообработка изучается в лесотехникуме. Он имеет свое учебное хозяйство. Урок будет начинаться с посещения лесного хозяйства, которое находится в 15 км от Тюмени, где можно увидеть, с чего начинается и откуда появляется доска. Там есть станок, который позволяет распилить дерево. Затем занятия проходят уже непосредственно в лесотехникуме, где можно на симуляторах срезать дерево. Ребята побывают и в кабине такого аппарата. Единственная разница — вместо лобового стекла там экран монитора.

В учебном заведении есть и мебельное производство, где достаточно современное оборудование. По большому счету, лесотехникум в рамках учебного процесса может делать мебель. То есть ребята узнают, как работает любая мебельная фабрика.

Затем на базе этого же техникума проходит урок технологии по деревообработке, где с ребятами позанимаются и учитель технологии, и мастер производственного обучения, который является профессионалом в этой области.

— Помимо тех мест, где установлено оборудование, позволяющее обучать детей, есть еще и центры профориентации при департаменте труда и занятости населения. Насколько известно, школьников могут привести туда, показать тренажеры, рассказать, что из себя представляет та или иная профессия. Такой вариант тоже есть?

— Безусловно. Таким образом мы переходим от уроков технологии к профориентации. Хотелось бы сказать, что в этом учебном году мы запускаем профориентационный проект «Готов к будущему». Это проект, ориентированный на все возрастные группы школьников. Он включает в себя наиболее значимые и результативные проекты, плюс мы включили дополнительные модули.

Если говорить про центры профориентации и те экскурсионные форматы, которые там возможны, в прошлом году мы реализовали проект «Перспектива», в этом — пошли чуть дальше. В 22 школах введен элективный курс, который ребята имеют возможность выбрать. Это не просто внеурочная занятость, а дисциплина учебного плана с постоянным преподавателем. Совместно с центром занятости мы отдельно провели занятия с преподавателями, чтобы учителя стали действительно профессионалами.

Элективный курс — это 34 часа. Предполагается начать его с центра занятости, где можно представить, как выглядит экономика Тюменской области, какими предприятиями она представлена, какие требуются специальности и профессии для этих предприятий. Дети смогут сориентироваться, где можно получить то или иное образование с учетом квалификации — квалифицированный рабочий, либо специалист среднего звена, либо бакалавр, либо магистр.

То есть сначала мы проводим экскурсию, после этого ребята заполняют анкеты и выбирают те профессии, которые им показались наиболее интересными. В рамках этого же элективного курса у них будет еще четыре выхода за пределы своей школы — по два в образовательные организации и на предприятия. Принципиально то, что ребята сами будут иметь возможность выбрать то предприятие, которое им нравится.

На практике школа, как правило, договаривается с определенным предприятием, и весь класс едет туда, независимо от того, интересна ли ребенку данная профессия. Здесь после первоначальной экскурсии в центр занятости будет возможность из всего комплекса выбрать два предприятия, которые в течение года ребята обязательно смогут посетить. Экскурсионные группы будут набираться, исходя из запроса ребенка. Сколько-то ребят из класса могут поехать на одно предприятие, остальные — на другое.

— Вопрос от зрителя: «Раньше в школах психологи проводили тестирование, позволяющее выяснить склонность ребенка к той или иной сфере деятельности. Помогает ли психолог сориентироваться сейчас?»

— Такая практика сохранятся. Пройти такое тестирование можно как в центре занятости после прохождения комплексной экскурсии, так и на базе образовательных организаций. Такой формат психологического тестирования позволяет определить общие склонности ребенка, дать ему и его родителями некую картинку. То анкетирование после экскурсии, о котором я говорил, позволяет выяснить, что ребенок реально хочет посмотреть во время учебного года в рамках элективного курса.

— Желание детей и родителей удовлетворено: даны возможности ознакомиться, выбрать. А что касается департамента образования администрации города, какие цели он для себя формулирует, какие задачи ставятся? Условно говоря, увеличить количество каменщиков и сварщиков?

— Я бы так узко не стал формулировать. Нужно понимать, что после того как ребенок оканчивает 9 класс, он сдает основной государственный экзамен, по формату очень схожий с ЕГЭ, который позволяет по окончании 11 класса получить аттестат и иметь возможность поступать в вузы.

Внедрено профильное образование: сейчас более десяти профилей предлагается выпускникам 9-х классов в школах. В разных школах по-разному, есть свои уклоны. Наибольшим спросом пользуется физико-математический профиль.

Возвращаясь к теме профориентации: почему важно как можно раньше определиться с общим направлением? Чтобы поступить на профиль, ребенок в 9-м классе сдает два обязательных экзамена — русский и математику, а также два экзамена выбирает. Со следующего года они являются для него обязательными. В этом году впервые нужно было обязательно выбирать два дополнительных экзамена. Они влияют на то, какой профиль ребенок сможет в дальнейшем выбрать. Если выбирает не физику, а историю и географию, то на физико-математический профиль он поступить не сможет. Необходимо, чтобы на этапе 8-го класса ребенок над этим серьезно задумался. Я бы не хотел, чтобы эта тема воспринималась узко. Если выбрал физику, то скорее всего это технарь. Но технарь с физико-математическим профилем имеет колоссально широкий спектр возможностей для выбора сфер будущей профессии — от строительства до нефтегазохимии. В том числе он может быть и педагогом, например, физиком.

— Не все старшеклассники выбрали профессиональное направление, тот самый профиль. Чем это объясняется? Может быть, тем, что сами школьники не определились со своим будущим?

— В настоящий момент более 65% учеников 10-11 классов обучаются в профильных классах. Соответственно около трети — ученики универсальных классов. Дело в том, что для поступления в техникум или колледж на базе 11 классов нужен только аттестат. Чтобы получить аттестат, достаточно сдать два экзамена в формате ЕГЭ базового уровня. Затем, в зависимости от уровня квалификации, которую ребенок выбирает, он определенное время учится. Если это квалифицированный рабочий, то за 10 месяцев он получает профессию и может идти работать. Если это специалист среднего звена, то он учится дольше — в течение двух лет.

Некоторые ребята не выбирают профиль. Есть несколько объяснений этому. Один из вариантов: они планируют поступление в учреждение среднего профессионального образования. Соответственно, углубленное изучение, например, физики или биологии им не требуется. С другой стороны, некоторые ребята не определились со своим дальнейшим профессиональным образованием и поэтому пока выбрали универсальный профиль, чтобы в течение 10-11 класса определить какую-то линию. Но действительность такова: для поступления в вуз необходимо сдать ЕГЭ, получить аттестат и окончить школу. Поэтому чем раньше ребенок сделает для себя выбор — пойти ему в медицину, либо в аграрный сектор, либо стать педагогом, либо инженером — тем больше у него шансов это сделать. Он сможет углубленно изучать дисциплины и более успешно сдать единый госэкзамен, в том числе по дополнительному предмету, который позволит с большей вероятностью поступить в тот или иной вуз. Кроме того, профильное образование хорошо тем, что как минимум 100 часов в течение года уделяется дополнительной дисциплине, например, физике. Если в универсальном классе ей занимаются два часа в неделю, то в профильном физико-математическом — не менее пяти часов в неделю.

— Насколько широки возможности региона и муниципалитета в создании автономных образовательных программ, не зависящих от решений в федеральном центре. Можно ли создать образовательный курс для школьников только потому, что региональное профессиональное сообщество решило, что он полезен?

— Безусловно. Яркий пример — профориентационный элективный курс, о котором я рассказал. Проведение уроков технологии на базе учреждений среднего профессионального образования — это наше решение. Оно поддержано областным департаментом. То есть определенная свобода действий у нас есть, в том числе и в определении регионального компонента и элективных курсов. Но не надо забывать, что есть федеральный государственный образовательный стандарт — неизменная часть, которую мы в обязательном порядке выполняем.

— «В Тюменской области реализуется проект „Роснефть-классы“. Подобные проекты правильно расценивать как спонсорскую помощь или в большей степени профессиональную ориентацию?» Также есть вопрос: «Реализуют ли подобные проекты другие компании?», — но вы уже упоминали об этом.

— Один из примеров, которые я приводил, касается сотрудничества лицея №81 с НОВАТЭКом. Это безусловно относится к профориентации. Но обязательств перед НОВАТЭКом, что ребенок должен поступать в определенный вуз и в обязательном порядке отрабатывать на предприятии, нет. Такой задачи не ставится.

В дни летних каникул дети побывают в Сабетте (ЯНАО), где строится колоссально большой порт, на самом предприятии. Я не исключаю, что многие из ребят захотят в будущем трудиться в этой компании. В этом ничего плохого я не вижу. Но это только по желанию. Поэтому ребенок, который обучался в этом классе, может выбрать Тюменский индустриальный университет и профессию, например, связанную со строительством.

Такие партнеры, которые тратят на обучение ребят деньги и ресурсы, заслуживают большой благодарности.

К счастью, понимание необходимости меценатства и спонсорской помощи приходит к крупным предприятиям. Они не работают под прямой интерес — вложился, три года сопровождал ученика при обучении в школе, и теперь он мой. В Тюмени достаточно таких примеров. Тем более, классы НОВАТЭКа есть не только в Тюмени. Есть несколько регионов, где эта организация представлена. Таких классов несколько. Это общая программа корпорации.

— Хотелось бы затронуть еще такой момент. В Тюмени много клубов патриотического воспитания. В них довольно много ребят. Справедливо ли считать начальную военную подготовку профессиональной ориентацией?

— В некотором смысле да. Тем более что у нас, если вернуться к профильному образованию, есть два профиля — гражданско-оборонный и спортивно-педагогический. Те ребята, которые показывают хорошие результаты в спорте и видят перспективы поступления, например, хотят стать тренерами, могут поступить на спортивно-педагогический профиль. Это новинка текущего учебного года.

— Если ребенок откровенно слабо учиться, есть ли у него возможность все-таки получить специальность в дальнейшем? А точнее так: может ли человек без школьного аттестата рассчитывать на получение профессии? Или этот вопрос в большей степени находится в компетенции департамента труда и занятости, нежели департамента образования?

— Есть, к сожалению, такие примеры, когда ребятам не удалось сдать в 9-м классе основной государственный экзамен и получить свидетельство. Есть такие примеры и в 11-м классе. Но таких немного, к примеру, в 11-х классах — около 50 человек. Есть социально-профессиональная адаптация. Это возможность в течение одного-двух лет получить от двух до четырех специальностей.

— Это довольно неплохо.

— Согласен. Но все равно нужно понимать, что дальнейшее профессиональное развитие достаточно проблематично. Нужно все равно сдать этот экзамен и получить аттестат. Это позволит в дальнейшем получать образование более высокого уровня. В 1990-е годы, которые часто вспоминают, не так высоко ценились профессионалы. Сейчас общество становится все более цивилизованным, от уровня образования зависит достаток и заработная плата. Если вы планируете поступление в вуз, вам нужно сдавать экзамены профильного уровня.

— Часто говорится о бизнес-образовании. Недавно мы обсуждали этот вопрос в эфире. Приводился в пример опыт Финляндии, когда к предпринимательской деятельности начинают говорить с ранних лет. Создаются условия и в школе. У нас какие-то практические шаги в этом направлении сделаны?

— Пока существуют несколько отдельных проектов. Первый, проект городского уровня, — это «Стратегия жизни». Предприниматели приходят в школы, встречаются с ребятами, рассказывая о своем жизненном пути, о своих предприятиях, о перспективах, в свободном формате общаются. В целом примеров развития предпринимательской и финансовой грамотности у нас несколько. Навскидку проект «Это бизнес, детки», который реализуется на областном уровне. Есть проект «История российского предпринимательства», который охватывает и среднее профессиональное образование, и вузы. Это проект общероссийского формата. Регулярны проекты повышения финансовой грамотности. Например, Сбербанк организует такие занятия с ребятами. Это не совсем предпринимательство, но близко. Примеров такой работы в Тюмени достаточно.

Вячеслав Викторович, больше спасибо за то, что нашли возможность прийти в студию.

— Всего доброго.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
ГУС дал комментарий.
#ГУС
#снос
#безвозмездно
#здание
#комплекс
#Успенка
#Тюменский округ
#тк
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
Соцконтракт будет  сопровождаться индивидуальной программой адаптации.
#СВО
#дума
#поддержка
#бизнес
#помощь
#ЯНАО
#Ямал
#Тюменская область
#тк
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Событие произошло после юбилея округа.
#ЯНАО
#Ямал
#Дмитрий Артюхов
#открытие
#молодежь
#студенты
#ветераны
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
Криминалисты насчитали на теле не менее 11 ранений.
#суд
#уголовное дело
#убийство
#Татарстан
#новости России
#тк
Максим Афанасьев сообщил о строительстве очистных сооружений в Зареке Тюмени
Максим Афанасьев сообщил о строительстве очистных сооружений в Зареке Тюмени
Поступающая вода будет очищаться и обеззараживаться.
#Максим Афанасьев
#прямая линия
#очистные сооружения
#Зарека
#ЖКУ
#ЖКХ
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять